[B]Конституция РСО–А не является копией Конституции РФ, она содержит свои особенности. Принятая 12 ноября 1994 г. Конституция Северной Осетии, являясь основой республиканской правовой системы, определяет смысл и содержание нормативных правовых актов, принимаемых в развитие и исполнение ее норм.[/B]
Историческая преемственность и связь с Россией обусловили содержание преамбулы Конституции РСО–А, в которой говорится о приверженности принципам и положениям Конституции РФ. В связи с этим в Конституции РСО–А закреплены такие принципиальные положения федеральной конституции как: построение демократического, правового государства; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; признание многонационального народа единственным источником власти; осуществление государственной власти на основе ее разделения; признание местного самоуправления; закрепление разнообразных форм собственности; признание общепризнанных принципов и норм международного права как составной части правовой системы республики и др. При этом Конституция Северной Осетии не является копией Конституции Российской Федерации, в ней нашли свое закрепление особенности нашего региона, прежде всего статусного характера: Конституция РСО–А закрепляет исключительно свои объекты конституционного регулирования, а именно, законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти; органы местного самоуправления.
Следует отметить, что наша конституция содержит дополнительные по сравнению с федеральной конституцией права и свободы человека и гражданина, в частности, установленное в качестве объекта социальной защиты отцовство (статья 38), государственную гарантированность общедоступности и бесплатности среднего общего образования (статья 43).
В настоящее время общепринятой является позиция о том, что конституция – это "живой организм", она требует развития и отражения современных реалий. Кроме того, сегодня она перестала восприниматься населением как простая декларация, о чем свидетельствует солидный рост числа обращений граждан в процессе защиты своих прав и свобод к тем или иным конституционным положениям. В этой связи следует отметить работу Конституционного суда республики, являющегося специальным государственным органом судебной власти Республики Северная Осетия – Алания, который в непрекращающемся режиме осуществляет работу по совершенствованию Конституции РСО–А, с той целью, чтобы каждая законодательно установленная норма становилась реальным регулятором общественных отношений. Так, одной из недавних поправок, предложенных Конституционным судом, является дополнение статьи 1 указанием на то, что Республика Северная Осетия – Алания является социальным государством. В силу непонятных причин такая характеристика в нашей конституции отсутствовала, однако она является необходимой, тем более что поправки, внесенные в нынешнем году в Конституцию Российской Федерации, хоть и затронули практически все сферы жизни как граждан, так и общества, тем не менее в большинстве своем направлены на усиление именно социальной функции государства – социальную защищенность, заботу о детях, поддержку семьи, образования, здравоохранения, науки, культуры, уважение к человеку труда, – что требует соответствующего конституционно-правового закрепления.
Конституция республики играет важнейшую роль в стабилизации общества и укреплении государства, правовой защищенности граждан. Без законодательного закрепления прав и свобод, обязанностей человека и государства, они теряют свою социальную значимость, поскольку не имеют правовой защищенности.