Реконструкция автомобильного пропускного пункта предусмотрена в рамках федерального проекта "Логистика международной торговли" национального проекта "Международная кооперация и экспорт". На эти цели из федерального бюджета в 2021 году будет выделено почти 2 млрд рублей.
В обсуждении вопросов повестки приняли участие и.о. директора Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Министерства транспорта РФ Михаил Кокаев, заместитель руководителя ФГКУ "Росгранстрой" Роман Крапивин, руководители ряда государственных ведомств и управлений республики.
Открывая совещание, Вячеслав Битаров подчеркнул, что на данный момент "Верний Ларс" – самый загруженный автомобильный пропускной пункт в России. И граждане, пересекающие государственную границу, все чаще жалуются на неудобства и необустроенность: это и многочасовое простаивание в очередях, и скопление вдоль границы транспортных средств, и отсутствие инфраструктуры вдоль дороги. И несмотря на то что специалистами прилагаются все усилия для ускорения обслуживания граждан, корень проблемы заключается в ежегодном росте пассажиропотока и грузоперевозок, который в несколько раз превышает пропускные возможности МАПП "Верхний Ларс".
– Километровые очереди, загазованность, скопление мусора вдоль дорог – все это, к сожалению, стало в последние годы неотъемлемой частью процесса межгосударственного сообщения, – отметил Глава Северной Осетии. – С целью осуществления реконструкции пункта пропуска для увеличения его пропускной способности Министерством транспорта РФ совместно с таможенной службой и руководством республики проведена серьезная работа, результат которой в самое ближайшее время перейдет в стадию фактической реализации. И уже в конце 2022 года согласно обозначенным срокам мы ожидаем окончания реконструкции пункта пропуска.
В свою очередь Михаил Кокаев отметил, что выполнение работ по реконструкции МАПП "Верхний Ларс" предполагается в два этапа, и здесь важен тот факт, что функционирование пункта пропуска не будет приостановлено.
– Решение вопроса снижения загруженности пункта пропуска связано с комплексом задач. Среди них помимо реконструкции – и необходимость создания электронной очереди, информирования населения, увеличения штатной численности государственных контрольных органов и т.д. Уверен, во взаимодействии с руководством республики, при вашей активной поддержке мы решим те задачи, которые сегодня перед нами стоят, – подчеркнул он.
Как отметил в своем докладе Роман Крапивин, согласно разработанному проекту планируется увеличение количества полос движения (грузовых транспортных средств – с 4 до 13, легкового и пассажирского транспорта – с 10 до 26), а также накопительных стоянок для грузового автотранспорта до 75 мест. Проектными решениями предусмотрена возможность пропуска до 3800 транспортных средств в сутки.
В. Битаров:
Километровые очереди, загазованность, накопление мусора вдоль дорог – все это, к сожалению, стало в последние годы неотъемлемой частью процесса межгосударственного сообщения. С целью осуществления реконструкции пункта пропуска для увеличения его пропускной способности Министерством транспорта РФ совместно с таможенной службой и руководством республики проведена серьезная работа, результат которой в самое ближайшее время перейдет в стадию фактической реализации. И уже в конце 2022 года согласно обозначенным срокам мы ожидаем окончания реконструкции пункта пропуска».
– Главным новшеством станет разделение грузового и пассажирского транспорта. Если сейчас все въезжают по одной полосе, то в будущем их разделят еще на подъезде к "Верхнему Ларсу", где дорогу сделают четырехполосной. На территории КПП фуры будут двигаться через центральную часть, где им отдадут все полосы. Легковые машины и автобусы перенаправят в новую часть КПП, которая будет строиться по периметру, – резюмировал он.
В настоящее время закончены работы по разработке проектной документации на реконструкцию МАПП "Верхний Ларс". Завершение конкурсных процедур и заключение государственного контракта на строительно-монтажные работы запланированы на начало 2021 года.
Также стороны обсудили и проблемы, которые могут возникнуть в ходе реконструкции, в частности, это касается объектов сопредельных участков инфраструктуры.
В ходе рабочего совещания участниками было принято решение о создании оперативного штаба по реконструкции МАПП "Верхний Ларс", в состав которого войдут представители всех заинтересованных сторон.
Стоит отметить, что вместе с реконструкцией пункта пропуска в республике начнется строительство объездной дороги вокруг города Владикавказа.
"Верхний Ларс" – единственный действующий пункт пропуска на российско-грузинской границе. Республика Северная Осетия – Алания является связующим звеном, через которое пролегает один из древнейших торговых путей из России в страны Закавказья, Ближнего Востока.
Решение о расширении МАПП "Верхний Ларс" назревало давно. Здесь часто, особенно в непогоду, наблюдается большое скопление автотранспортных средств. В 2018 году Вячеслав Битаров озвучил проблему на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО под председательством тогдашнего Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Руководство страны поддержало данную инициативу. В августе текущего года вопрос также был актуализирован на встрече главы республики с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом в Москве.