В дискуссии приняли участие члены профильной комиссии Общественной палаты, представители Министерства образования республики, родительского сообщества, а также политических партий "Родина" и созданного недавно в регионе отделения общероссийской партии "За правду".
Открывая дискуссию, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова напомнила, что в первую волну пандемии среди обращений граждан на "горячую линию" палаты было немало вопросов, связанных с дистанционным форматом обучения.
"Действительно, мы столкнулись с большими трудностями. Низкий уровень самоорганизации школьников, технические проблемы, сложность оценки знаний учителями: не все педагоги оказались готовы к такому формату, который требовал перестроить работу. Немаловажным участником образовательного процесса стали родители. Когда в доме 3-4 ребенка и один компьютер, можно представить себе, как сложно организовать домашнее обучение, тем более, если родители – на работе. Как известно, министерство образования республики попыталось снять остроту этой проблемы, сформировав резерв школьных компьютеров и предоставив нуждающимся семьям. В первую волну дистанционным обучением удалось охватить около 100 тысяч учащихся нашей республики", — отметила Нина Чиплакова.
По словам заместителя министра образования Северной Осетии Алана Аликова, дистанционное обучение, в которое пришлось неожиданно погрузиться минувшей весной, оказалось в определенном смысле полезным. Система образования прошла своеобразную проверку на прочность. Проявились проблемы, к решению которых необходим системный подход. Очевидно, дистанционное образование позволит осуществить то, что нельзя осуществить в ручном режиме, — индивидуализацию обучения, работу с одаренными детьми и проектную исследовательскую деятельность. Но для эффективного осуществления этой деятельности необходим качественный технический парк и высокая квалификация педагогических коллективов. В ближайшее время регионам предстоит самостоятельно создать единые образовательные платформы, универсальные инструменты, и главное, в кратчайшие сроки помочь педагогам ими овладеть.
На вопрос руководителя регионального отделения партии "За правду" Чермена Мурашева о том, возможен ли в будущем полный переход на дистанционное обучение, Алан Аликов, ссылаясь на заявления и главы государства, и министра образования РФ, ответил однозначно:
"Школы как были очными, так ими и останутся. Пандемия поставила задачи на интенсивное развитие цифровой образовательной среды на случай, если такие ситуации будут возникать в будущем. При этом "цифра" позволяет привнести в образование новые возможности в рамках школьной программы и за ее пределами. Также оптимизировать ряд рутинных процессов, связанных, например, с выполнением и проверкой домашних заданий. Благодаря возможности подключения детей к онлайн-урокам из любой точки, использования педагогами конструкторов при подготовке к урокам и горизонтальному обмену практиками можно будет решить вопрос равенства образовательных возможностей. Все это поможет школьникам получить доступ к качественному образовательному контенту вне зависимости от места жительства. Например, если в отдаленной школе временно не окажется педагога по какому-то предмету, то на период его поиска ученики смогут изучать эту дисциплину в онлайн-формате. В таком случае это не замена офлайн-образования, а временная компенсация".
Председатель образовательно-патриотического общества "Патриот Осетии" Эрик Цаболов в ходе дискуссии обратил внимание на то, что образовательная составляющая процесса важна, но нельзя забывать и о воспитательной деятельности. Как известно, в июле этого года были приняты важнейшие поправки в закон об образовании, где впервые законодательно дано определение воспитанию. Главной фигурой этого процесса в школе объявлен классный руководитель. Таким образом, новая роль классного руководителя довольно сложна: он является не только оператором организации внеурочной деятельности, но и становится координатором индивидуально-образовательной деятельности, лидером ученического коллектива и должен не только организовывать воспитательный процесс в условиях дистанта, но и даже выступить оператором безопасного поведения ребенка в сети Интернет. И это новый опыт, который получили классные руководители за время пандемии.
В ходе дискуссии звучали разные мнения. Представитель родительского сообщества, народный артист РСО-А Альберт Хадаев, обеспокоен последствиями длительного пребывания ребенка за компьютером для его физического здоровья. Председатель общественного совета по независимой оценке качества предоставления образовательных услуг при Минобре республики Иристон Кесаев считает необходимым всемерно поддержать учителей, на которых обрушилась огромная нагрузка в связи с цифровизацией. Член Общественной палаты республики, заместитель декана архитектурно-строительного факультета СКГМИ Зураб Майрансаев убежден, что полный переход на дистанционное обучение, особенно в среднем и высшем звене, в принципе невозможен, поскольку не для всех направлений подготовки подходит: "в этом случае мы получим "недоархитекторов", "недостроителей". В то же время дистант удобен для реализации программ дополнительного образования – он открывает путь к всевозможным олимпиадам, престижным конкурсам, позволяет реализовывать индивидуальный план и траекторию развития ребенка. По мнению члена Общественной палаты республики, доцента кафедры конституционного права ВИУ Эльвиры Лазаровой, только в социуме, при непосредственном общении со сверстниками, с учителями возможно гармоничное развитие ребенка. Однако пандемия ставит перед нами новые вызовы, и дистанционное обучение как временная мера — способ на эти вызовы ответить.
Обсуждая важность проблемы самоорганизации и самоконтроля обучающихся, участники заседания пришли к мнению, что необходимо усилить информационно-разъяснительную и консультативную работу среди учителей и родителей. Активист партии "За правду" Таймураз Кокоев предложил провести в ближайшей перспективе серию "круглых столов", общественных слушаний с представителями профильных министерств, общественных организаций, родительского сообщества для выработки экспертных решений по данному вопросу.
К слову, согласно информации, озвученной заместителем министра образования и науки РСО-А Аланом Аликовым, по состоянию на 26 ноября в школах Северной Осетии отсутствуют 10855 человек (129 с подтвержденным диагнозом "ковид"). Это примерно 13,8% от общего числа учащихся. Закрытие образовательного учреждения на карантин и, соответственно, переход на дистанционное обучение возможен, только если превышен порог в 20%. На сегодняшний день в Северной Осетии закрыта одна школа и 8 детских садов; в 11 школах локально закрыты 22 класса, в 22 садах — 24 группы. Министерство образования ежедневно мониторит эпидемиологическую ситуацию.