[B]На днях во Владикавказском художественном музее им. М.Туганова открылась выставка, приуроченная к 155-летию со дня рождения Сосланбека ЕДЗИЕВА и посвященная празднованию 1100-летия крещения Алании.[/B]
Пандемия внесла свои коррективы, и открытие выставки подобного масштаба прошло почти кулуарно. Между тем работы Сосланбека Едзиева в музейных залах выставляют редко, основную часть времени они хранятся в запасниках сразу нескольких музеев города. А большая часть наследия мастера и вовсе доживает свой век, открытое всем ветрам на кладбищах.
Об их состоянии говорится уже не первый год. Разбросанные по различным кладбищам: как в с. Карман-Синдзикау, так и на родине мастера в с. Ход – они постепенно разрушаются: мягкий камень выедается ветрами, краски покрываются мхом, сырость и влага делают свое дело. За последние 10 лет состояние цыртов и прочих памятников, сделанных рукой Сосланбека Едзиева, ухудшилось в разы, однако глас общественности и специалистов, которые вот уже который год пытаются обратить внимание властей на эту проблему, тонет всуе, разбиваясь о классическую отговорку о недостатке финансов. Другой проблемой для едзиевского наследия, как это ни странно, стало отсутствие необходимых кадров, равно как так и не возникшая в полной мере реставраторская школа в области живописи и скульптуры. Даже если бы в республике были реставраторы, которые могли выполнить эту работу, не изымая цырты из их "природной" среды, то без планомерного изучения каждого объекта, техник, в которых он был выполнен, состава красок произвести качественную реставрацию невозможно.
Тупиковость ситуации подкрепляется еще и тем, что мы до сих пор так и не смогли комплексно осознать все наследие мастера. За 67 лет, прошедших с даты смерти Едзиева, в республике с большим трудом были выпущены всего две книги, в которых сделана попытка каталогизации и описания антропоморфных надгробий, тогда как, например, в соседнем Дагестане, где, в отличие от Осетии, давшей миру не только Едзиева, но и с десяток других мастеров "едзиевской школы", работал всего один мастер, наследие резчиков по камню изучается планомерно и постоянно.
Чем же мы хуже? Имея в руках уникальную жемчужину, которая требует своего открытия для всего мира и могла бы привлечь на территорию Осетии поток туристов и любителей истории, мы с завидным упорством ждем, пока она потускнеет и рассыплется без должной заботы.