Малхаз АКОПОВ, г. Владикавказ:
– Жалобная книга в советские времена имела весьма солидный административный вес: ведь ее регулярно и внимательно читало начальство. К примеру, если посетитель выражал благодарность за культурное обслуживание или широкий ассортимент товаров в данном магазине, то заведующий получал поощрение. И наоборот, негативный отклик мог повлечь за собой весьма нежелательные последствия для персонала: выговор, лишение премиальных и т. д. Требование покупателя дать ему Жалобную книгу приводило в трепет весь личный состав торговой точки. Очень жаль, что ее упраздняют.
Римма КАЙТУКОВА, педагог:
– Буквально этим летом я отдыхала в Тамиске и, еще находясь там, оставила свои пожелания в Книге отзывов. В свое время в бытность мою заместителем директора турбазы "Кахтисар" в нашем учреждении была книга, в которой было много пожеланий отдыхающих. Они позволяли нам устранять недостатки, улучшать работу. На мой взгляд, в общественных местах – магазинах, кафе, гостиницах и т.д. и сегодня нужна Книга жалоб и предложений, ведь она отражает работу учреждений, позволяет анализировать ошибки и ориентироваться на клиентов и посетителей.
Заира БЕСТАЕВА, г. Ардон:
– Написала давно, когда в нашем городе открылся первый магазин "Магнит". Набрала корзину продуктов, а на кассе выяснилось, что указанные в ценниках скидки уже не действуют, и общая сумма гораздо выше той, на которую я рассчитывала. Кассир уверяла, что ценники просто не заменили вовремя, а возвращать деньги – долгая история, в следующий раз мне нужно быть внимательней. О чем я и написала в Книгу жалоб и предложений, висевшую на видном месте, указав свою фамилию, имя и номер телефона. К моему удивлению, никакой реакции не последовало, остался неприятный осадок.
Т. МАКОЕВ, с. Чикола:
– Писал как-то раз благодарность обслуживающему персоналу ресторана, а вот жалобы – нет. Хотя не скажу, что повода затребовать эту книгу не было. И причина в том, что во мне укоренилась мысль, что в современной России эта система рукописных жалоб не работает. Теперь говорят, что с 1 января Минпромторг отменяет в России эти книги жалоб и предложений, мол, собираются перевести на цифру. Ну и что? И на сайте могут подчистить. Словом, как ни садитесь, господа…
Инна СКВОРЦОВА:
– Честно говоря, я и не знала, что в гипермаркетах есть такие книги. Ни разу нигде их не видела или, может, просто не обращала внимания. А вот повод для жалоб на торговые сети был, и не раз.
Например, один из сетевых магазинов, видимо, в порядке рекламы прямо на кассовом чеке персонально пригласил меня приобрести качественный сыр по хорошей скидке. В означенный день и час приехала в гипермаркет (кстати, не только я одна "повелась" на эту уловку). Однако никаких скидок не было, продавцы оказались не в курсе, менеджер туманно пояснила, что речь о другом сыре, а не о том, какой мы хотели купить "по хорошей цене"… В общем, захотелось написать жалобу на такой "развод". Если бы под рукой оказалась жалобная книга, обязательно бы оставила свой резкий "автограф".
Татьяна БАГАЕВА, домохозяйка:
– Ну, вообще-то даже в наше время эта книга имела значение. Пару раз бывало, что приходилось ее требовать, так вот руководство на все шло, лишь бы не дать мне ее в руки! – "Давайте договоримся, ща все будет, сейчас все решим". И действительно, все решалось только при одном ее упоминании. Один случай был в магазине, так там чуть ли не бесплатно предлагали взять товар, лишь бы я в книге ничего не написала.
Анна ИВАНОВА, менеджер:
– Как-то пришла сестренка моей коллеги по работе в банк. Клиентов не было, и она решила поприкалываться. Взяла Книгу жалоб и написала о своей сестре, что та на рабочем месте красит ногти и прочее. Конечно, мою коллегу лишили премии, и никто не стал разбираться – шутки это или нет. То, что написано пером – не вырубишь топором. Пошутила, называется...