Возможно, кому-то покажется удивительным, но сейчас это становится все более очевидным: участники проектов развития математического и химико-биологического образования в Северной Осетии – дети разносторонние и не ограничивают возможности своего творческого потенциала исключительно одним направлением. Именно поэтому решение создать для них уникальную образовательную среду кажется более, чем правильным. Это сегодня новость о прекращении приема первоклассников в Республиканский физико-математический лицей-интернат пока вызывает негодование и непонимание. Но уже завтра придет осознание, что республике нужна площадка для концентрации школьников с повышенной мотивацией на получение знаний.
Каждый ребенок, безусловно, одарен в определенном направлении. И задача взрослых – не упустить момент, когда его талант проявит себя. Сейчас настал тот самый решающий момент для Северной Осетии – взять на себя ответственность за воспитание математиков, химиков и биологов (пока что). Долгосрочная инвестиция в образование, которая, несомненно, должна принести свои дивиденды в виде, не побоюсь этого слова, интеллектуальной элиты. Людей, знания которых будут способствовать переводу сознания нашего общества на очередной уровень развития. Сейчас начинает формироваться их интеллектуальное обеспечение, которое в один прекрасный день выльется в нечто определенно большее, чем победа на олимпиадах. Нам не нужна вторая таблица Менделеева, но мы не прочь открыть новые окна возможностей в науке.
Два года назад РФМЛИ апробировал прием в специализированный математический класс, который стал результатом внедрения республиканской программы. Сегодня эти дети учатся в 9 классе, и их наставники искренне удивляются тому, как же им удалось взрастить таких смышленых и талантливых ребят, влюбленных в математику и не только. Да-да, педагоги не перестают говорить о том, что с юными математиками можно и нужно говорить абсолютно на любые темы, и они поддержат интересный диалог. "Они очень любознательные. Литература, кинематограф, музыка – у них масса увлечений, – рассказывает руководитель проекта "Развитие математического образования" Екатерина Кодрик. – У каждого из них – творческая искра, и когда она даст запал для огня – никто не знает. Вот так смотришь иной раз, как они решают олимпиадные задачи, и диву даешься – как же он догадался до такого решения. А все дело в творческом мышлении!"
Этот запал – величина не постоянная, но поддерживать его просто необходимо. А для этого было бы крайне неверно замыкать математиков исключительно на своей среде. Это и подтолкнуло к переформатированию образовательного процесса в РФМЛИ, который станет площадкой, где наукоориентированность и творческий подход будут буквально витать в воздухе. Директор лицея Нелли Маргиева подчеркнула, что происходящие перемены направлены на создание дополнительных мест и расширение возможностей для реализации программы "Одаренные дети" в самых разных сферах.
"Талант ребенка может начать раскрываться уже и в пятом классе, и если его вовремя не заметить, то мы просто можем потерять его к седьмому. Поэтому сейчас будет меняться и система конкурсного отбора в классы. Не все ребята имели возможность посещать наши кружки, заниматься дополнительно. Сейчас мы надеемся, что вопрос будет решен, и мы увеличим охват детей по всей республике, – объясняет Екатерина Кодрик. – Перемены приведут и к тому, что среда действительно будет иная – дети не будут в обособленном кругу общения. А это, опять же, позволит раскрыть другие грани их научного и творческого потенциала".
Упорство, с которым они покоряют новые вершины. Повышенный уровень самоорганизованности и дисциплины. Ответственность и целеустремленность. Умение эффективно распределять свое время и ресурсы. О качествах и навыках, которыми обладают участники проектов по развитию образования, можно говорить долго. Разумеется, часть из них были приобретены уже в ходе учебы и проживания вне родительского дома. Но есть одна общая черта, которая формируется у них уже непосредственно во время нахождения в этой особенной образовательной среде – чувство здоровой конкуренции, которое служит катализатором для достижения более высоких результатов. "Заметно, что мои новые одноклассники приходят на уроки не потому что надо, а потому что действительно хотят учиться, получать знания, – делится своими впечатлениями ученица 7 класса Анастасия Капослез. Первые 6 школьных лет у нее прошли в СОШ №3 г. Алагира. Теперь же она – ученица специального химико-биологического класса, тестирование в который прошла по совместно принятому с родителями решению. – Я поняла, что мне интересна биология и химия, еще в первом классе. В нашей школе был кружок экологии, который я посещала, изучала природу. К тому же эти знания помогут мне в достижении моего заветного желания – получить медицинское образование. У меня у самой травма после неудачного падения во время занятий танцами, и мне бы хотелось стать хорошим травматологом, чтобы потом помогать таким же, как и я".
Самым сложным и для Анастасии, и для других ребят, проживающих не во Владикавказе и переехавших ради учебы в жилые корпуса РФМЛИ, является расставание с родными и начало самостоятельной жизни. Но они признаются, что адаптационный период проходит быстрее, когда ты начинаешь увлеченно входить в мир знаний – он поглощает тебя всецело. К тому же рядом находятся единомышленники, вместе с тобой преодолевающие бытовые и образовательные затруднения. Что опять же приводит к формированию определенных черт в характере будущих специалистов.
"Возможность общения с ребятами из химико-биологического класса – это не только новые эмоции, но и изменения в мировоззрении. Очень здорово видеть рядом с собой заинтересованных ребят и понимать, что не только я один хочу добиться успеха – не важно, в математике или другой науке, – по словам ученика математического 9 класса Олега Марзоева, который раньше учился в Алагире, важно видеть перспективы, которые дает обучение в РФМЛИ по спецпрограммам и воспользоваться ими для достижения целей. – Математика – это хороший фундамент для любого образования, и, проходя отбор в этот класс, я понимал, что хочу получить знания, которые в дальнейшем помогут мне поступить в вуз. В числе тех, которые я сейчас рассматриваю – МГТУ им. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет. Да, у меня стало меньше свободного времени, потому что больше стал уделять учебе, но это нужно прежде всего мне самому".
Поступиться свободным временем, часть которого тратилась на уроки игры на осетинской гармошке в музыкальной школе, пришлось и Дане Перисаевой. Но она слишком хотела заниматься математикой, поэтому расставила для себя приоритеты. "Здесь учиться сложнее, но интереснее. Мне понравилась математика еще до школы, когда я только пошла в подготовительную", – говорит девочка, и тут же подтверждает факт того, что участники проекта не ограничивают сферу своих интересов: Дана также увлекается журналистикой, много читает и не забывает о розовой юношеской мечте – покорить телеэкраны.
Конечно, мы ждем от всех этих ребят – участников проектов по развитию математического и химико-биологического образования – высоких результатов на олимпиадах, конкурсах и даже ОГЭ и ЕГЭ. Но прежде всего мы надеемся получить заинтересованных и неравнодушных специалистов, которые сформированы в уникальной среде на правильных жизненных ценностях, с верными ориентирами и умением грамотно распоряжаться полученными знаниями. Вкладывать их, преумножать, использовать как фундамент и кирпичи для строительства будущего – не только собственного, но и общественного. Это сейчас они проходят образовательные квесты и радуются маленьким победам. Но ведь цель – успешное прохождение любых испытаний и большие победы. И мы их обязательно одержим.