Сказители, говоря о прошлом и настоящем народа, вводили в канву повествования и тему будущего мироустройства. При этом, что поразительно, с будущим связаны не мечты о богатстве и изобилии, а надежда на изменение социальных, общественных отношений, на всеобщее равенство народов, познание человечеством окружающего мира. И эти предсказания изложены в эпосе не только как желаемые, а как неизбежные.
Основной пласт таких пророчеств мы находим в сказании "Нарт Сослан в Стране мертвых". Само повествование содержит простой сюжет. Любвеобильный нарт Сослан решил в очередной раз жениться. В качестве выкупа братья невесты от него потребовали листья дерева, которое росло только в Стране мертвых.
Сослан смог пройти врата смерти и оказаться в потустороннем мире, где с помощью своей первой жены-покойницы Бедухи и получил заветные листочки. В передвижении по Стране мертвых ему встречались необъяснимые факты, которые нартовскому богатырю и поясняет его умершая жена.
В повествовании содержится прямое указание о грядущих изменениях в мире живых: "Наступит такое время, когда и большому и малому, знатному и безродному будут давать не больше, чем нужно ему для хорошей жизни".
Если мы внимательно рассмотрим это пояснение, то перед нами известный принцип коммунизма: "Каждому по потребностям, и от каждого по способностям".
Следующее пророчество также намекает на кардинальные изменения в обществе. "Но придет время, и простые люди возьмут верх над благородными и поведут их за собой", – не это ли предвидение революционных перемен, в результате которых в обществе исчезает социальное неравенство, деление на людей по знатности происхождения? Знали ли народные сказители, повествующие при свете лучин в темных саклях, что в их эпических предсказаниях реализуется в большевистский лозунг: "Кто был ничем, тот станет всем!"?
"Под конец весь мир станет для людей открытой дверью".
– Этот отрывок из повествования указывает на то, что в будущем мир ждет информационная открытость: когда события, происходящие за тысячи километров, почти мгновенно становятся достоянием людей во всех уголках мира. Предсказание о том, что развитие общества не оставит для человечества белых пятен. И об этом говорили люди, для которых мир ограничивался порой только родным ущельем!
Возможно, что французские просветители и революционеры XVIII века очень бы удивились, если бы узнали, что реализация лозунга: "Свобода, Равенство и Братство" уже была очевидна за сотни лет до их появления на свет. Бесконечные вражеские набеги, кровавые столкновения из-за спорного клочка пахотной земли, кровная месть – все это казалось неизменной частью повседневной жизни осетин в прошлом. А сказители седой старины с надеждой и уверенностью вещали о неизбежности наступления эры справедливости: "Настанет время, когда люди, принадлежащие к разным родам и народам, будут жить дружно, как родные братья".
Трудно представить, что в условиях древних адатов, можно было даже думать о том, чтобы женщина имела равные права с мужчиной. Но сказители эпоса считали такую перспективу возможной: "Это предвещает такое время, когда женщина и мужчина будут во всем равны".
В наше время только писатели-фантасты конструируют быт человека, не зависящий от смены времени года. Города, которые находятся под искусственной стеклянной сферой, где создан постоянный уровень температуры и влажности. И где снег и дождь бывают лишь как удивительный аттракцион. Мы знаем, что рано или поздно предсказания фантастов сбываются. Но как могли о таком думать люди, для которых зима без лавин, а лето без засухи были сродни чуду? А уж ожидание изменения условий природы самим человеком было из области сказок. Но существовали и пытливые умы в среде сказителей, для которых проникновение в будущее, очевидно, не являлось невозможным. "А это значит, что настанет такое время, когда человеку будет все равно, зима или лето", – пророчествовали сказители устами героини эпоса.
"Люди, которые с гор спустились на равнину и нашли там хорошую жизнь, со временем снова вернутся в горы", – предсказывала Бедуха. В этом предвидении сказители эпоса, очевидно, заложили лишь скромные свои пожелания. Но возможно, что со временем именно в горы начнут возвращаться люди, гонимые сюда либо проблемами с экологией, перенаселенностью или возможностью заработать на жизнь. Сегодня нам это кажется маловероятным. Но народные сказители, напевавшие свои песни в тени бесплодных скал и хребтов, считали это неизбежным уже сотни веков назад. И это тогда, когда именно переселение с гор считалось избавлением от нужды и лишений. А о возвращении в горные ущелья едва ли кто мог бы подумать.
Но не только глобальные перемены предвидели сказители эпоса. Видели они изменения даже в семейных отношениях. Как свидетельство подобного пророчество: "В будущем младшие сестры не будут ждать, пока старшая выйдет замуж, каждая будет выходить, когда ей захочется". В эпоху, когда создавались сказания, такое было представить невозможно. Однако кто выразит теперь сомнение в том, что это предсказание сбылось!
Вещает Бедуха: "Наступит такое время, когда люди настолько размножатся, что без конца будут землю измерять". Не это ли является предупреждением о перенаселении планеты Земля, о возникновении демографического и продовольственного кризисов?
Несомненно, проницательность сказителей эпоса не может не удивлять. Если мы возьмем отдельно все указанные положения, без литературного обрамления, то перед нами будущее мироустройство.