Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Цифровизация экономики: региональный аспект

[B]Цифровизация экономической деятельности не меняет сущностную конструкцию экономики, но воздействует на ее базисную составляющую.[/B]

Информатизация на основе цифровизации, способствуя экономическому развитию, призвана сохранять экономическую самостоятельность, гарантировать требуемый уровень суверенитета субъекта-региона в составе России.

"Цифровая", относительно экономики, означает ее инфраструктурную составляющую, а не чисто мыслительно-трудовую информационную. Это надо различать.

Политика цифровизации имеет зависимости от ограничений, создающихся на основе внешних воздействий в развитии цифровых технологий, их распространения в пространствах в физическом и ресурсно-используемом состоянии. На такой основе существует относительная свобода практической реализации потенциала цифровизации в регионах России, что актуализирует вопросы наведения порядка в контроле за используемыми механизмами и инструментами разработки и применения цифровых средств и технологий.

Возможности влияния региона на позиции организаций, которые занимаются цифровизацией на ее территории (сетевое развитие структур, масштабы деятельности, ее нормы и правила, денежные потоки, налоги, защита интересов региона и отдельных людей и т.д.), необходимо анализировать через показатели по этим параметрам.

Развивающееся качество зависимости социально-экономической жизни в субъекте-регионе, зависящее от цифровизации экономической деятельности, порождает новые вызовы и опасности, которые необходимо знать и уметь учитывать в принятии общесистемных, системно-значимых решений в регионе. Нормы и порядок, которые требуется устанавливать в цифровизиции экономической деятельности, призваны обеспечивать инновационное развитие, масштабность и качество изменений в прогрессе, региональной мобилизации на решаемые приоритетные задачи.

Цифровизация экономической деятельности в регионе не может быть самоцельной задачей, и это означает, что она не может выходить за пределы комплексного подхода к решаемым социально-экономическим проблемам, основанным на возможностях всех заинтересованных сторон. Критически следует расценивать приобретшую популярность восприятия цифровизации всей жизненной практики с использованием электронных средств. Электронные средства и их использование призваны быть способными влиять на качество созидательной деятельности людей, а не быть только таковыми для пользования в обыденной практике.

Предлагаем рассматривать понятие "цифровая экономика" только в таком контексте. Цифровизация экономической деятельности (через влияние на новые виды техники и технологий, организацию и управление производством, повышение квалификационной грамотности и т.д.) усиливает фактор человеческой деятельности, меняя и ее формы экономических отношений между людьми, но тем самым экономика не становится цифровой по сути и содержанию. Эти ее измерители другие: создание производств нового качества, изготовление высокой капитализации продукции, ее реализация и потребление.

Цифровизация организации производственной деятельности, безусловно, проникает в среду экономики, ее содержание, способствует ее преобразованиям (уровень и качество используемых ресурсов, скорости решаемых задач и т.д.), но обеспечение функционирования и результативности экономики в совокупной реальности этим не заканчивается. В этом контексте укажем, что могущество цифровизации экономики многими специалистами определяется пределами 40 влияющих факторов, а опыт экономической практики подтверждает более 850 показателей, которые используются для анализа и оценки экономической деятельности и ее результативности.

Правительством России сформулированы основные концепции государственной поддержки субъектов цифровой экономики. Важные акценты сделаны на равенство прав на такую поддержку; открытость и доступность информации для всех субъектов цифровой экономики; адресную направленность оказываемой поддержки; взаимодействие всех органов власти, имеющих отношение к организационным, управленческим и финансовым задачам развития цифровой экономики в целях сбалансированности формирующихся интересов.

Меры поддержки субъектов цифровой экономики необходимо согласовывать с целями, задачами и направлениями осуществления господдержки. В таком контексте имеется в виду проблематика результативности поддержки развития цифровой экономики с позиции конечных показателей влияния на социально-экономическую жизнь населения.

В том качестве понимания цифровой экономики, которое нами было уточнено, для каждого субъекта-региона важным являются увеличение количества субъектов, занимающихся ею, создание им необходимых инфраструктурных условий, льгот в кредитовании, помощь в кадровом обеспечении. Нельзя обходить вниманием и решение проблем обеспечения субъектам цифровизации возможности для оказания консультационных услуг, применения инструментария оценки хозяйственной деятельности предприятий и отраслей экономики.

Развитие цифровизации в регионах, еще раз подчеркнем, предполагает внедрение цифровых технологий в экономику, образование, медицину, культуру. Во всех указанных направлениях есть своя специфика решаемых задач, и это требует всестороннего осмысления и выверенности. Ни в одном из указанных направлений, в том числе и в целом в экономике, нельзя идеализировать значимость цифровизации (возводить ее в модный тренд).

Цифровизация нами расценивается как экономическая деятельность, но она во многом есть и коммерческая. Цифровые и электронные технологии затратны, но они же продаются с достаточной рентабельностью. Не превращаясь в главный фактор производства (исходим из того, что таковым является человеческий фактор со всеми его разносторонними характеристиками), воздействие на производственно-технологические процессы от цифровизации – возрастающее, что требует учета. Утвержденная указом Президента РФ Стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года потребовала параллельно разработку федерального проекта "Искусственный интеллект" в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика", и это имеет для регионов широкий смысл и значение.

Признавая целесообразность освоения электронного бизнеса и коммерции вместе с товарами и услугами, которые они реализуют, есть многочисленные аргументы в пользу экономической стратегии развития цифровизации. Не развернутость цифровизации в сторону бизнеса и коммерции является ее отрицательным содержанием, а необходимости обеспечения роста потенциала реальной экономики, его конечной результативности в удовлетворении социально-экономических потребностей это надо иметь в виду в первую очередь. Привлекательность для бизнеса и коммерции цифровизации не должна выходить за границы общей экономической целесообразности и эффективности.

Автор: Нох ТОКАЕВ, доктор экономических наук, профессор, депутат Парламента РСО–А

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1659

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика