Владимир Соскиев родился 14 января 1941 года в с. Сурх-Дигоре. Отец, Борис Налукович, погиб в самом начале Великой Отечественной войны. Мать, Софья Михайловна, одна растила двоих сыновей. "Послевоенный период – самый сложный в моей жизни. Судьба так сложилась… Я не один, кто пострадал. Миллионы советских людей жили тяжело. По соседству не было ни одного дома, где не погибли один или двое. Моя мама в 24 года осталась вдовой и больше не вышла замуж: забывала про все, только дети..." (здесь и далее – отрывки из интервью скульптора, размещенные в различных СМИ).
"Как начал рисовать, я даже не помню. У нас в селе был кирпичный завод. Красная глина, из которой делали кирпичи, была настолько пластичной, что я увлекся и стал лепить из нее..." – вспоминал он позже. Закончив школу, Владимир поступил в Северо-Осетинское педагогическое училище, на художественно-графическое отделение. Но доучиться ему не дали – забрали в армию в 1962 г. Три года отслужил на Украине, после службы сразу поступил в Суриковский институт. Прямо в армии готовился, там у него была возможность постоянно рисовать.
Во время учебы на скульптурном факультете Московского художественного института им. В.Сурикова Володя работал в мастерской талантливого скульптора и педагога Павла Бондаренко, что сыграло огромную роль в формировании его творческого мировоззрения.
В начале 70-х годов работы Владимира Соскиева стали появляться на художественных выставках, привлекая к себе внимание глубиной замысла, необычной манерой исполнения, внутренней чистотой и непосредственностью. Его первая работа – скульптура "Портрет Едзиева" – была представлена в 1971 году на всероссийской выставке "Юг России". "Кому-то она понравилась и была приобретена. Так я заработал 2000 рублей – сумасшедшие по тем временам деньги! Из обычного студента превратился в богатого студента..."
В 1973 году он окончил "Суриковку", в 1976-м вступил в Союз художников СССР.
"26 лет своей жизни я просидел в подвале, у меня помещение было – 30 метров, там и работал. Так что художники – люди подвальные или чердачные". О невероятной трудоспособности, подтверждающей известную фразу "успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда", говорит участие скульптора в многочисленных выставках.
В 1990-м Владимир Соскиев участвовал в совместной выставке советско-французских художников в Париже и Москве. В том же году ему были присвоены первая премия на международной выставке "Триеннале скульптуры малых форм" (Будапешт), первая премия Московского союза художников за лучшие работы года и первая премия на IV биеннале скульптуры малых форм в Познани. Несомненным интересом пользовалось творчество Соскиева на выставке советских художников в Японии и в Международном центре искусств в Париже. В 1992 году он был удостоен Гран-при за участие в Международной выставке в г. Нанси, Франция…
Искусствовед Надя Брыкина написала в монографии, посвященной скульптору: "В 1990-е годы никто уже не сомневался, что Владимир Соскиев стал одним из самых ярких скульпторов своего поколения".
Перестройка и распад Советского Союза, обрушившиеся на общество гласность и переоценка ценностей не изменили творческую ориентацию и главные жизненные установки Соскиева. Художник начал работать как монументалист. В области монументального искусства можно выделить ряд памятников деятелям науки и литературы: М. Цветаевой, Б. Окуджаве, Г. Газданову, Н. Пилюгину. Известный скульптор, народный художник СССР Николай Никогосян отмечал: "Творческий метод скульптора Владимира Соскиева не позволяет зрителям остаться равнодушными. Ему доступны поразительные вещи: одежда и тело рождаются одновременно и составляют единое целое. Это очень редкое качество, ценное в скульптуре".
"Автопортретов у меня нет. Все вещи, которые я делаю – это я и есть... Что такое сделать хороший памятник? Если у скульптора и модели, с которой он лепит, нет духовного родства, трудно сделать настоящий памятник. Какая-то моя частица в работе остается. В любом случае ты будешь в ней присутствовать. Я подписываюсь своим именем под каждой работой. И это ко многому обязывает..."
В 1994 г. во Владикавказе был установлен созданный Владимиром Соскиевым памятник защитникам города, погибшим во время трагических событий ингушско-осетинского конфликта. Работа продемонстрировала обостренное чувство тревоги скульптора в восприятии войны.
Заметным событием в художественном мире Москвы стала его выставка произведений в Третьяковской галерее в 1997 г. Вот что написала искусствовед Людмила Марц: "Экспозиция работ художника убедительно подтвердила еще ранее сложившееся представление, что творчество Владимира Соскиева – одно из самых значительных и самобытных явлений в современной скульптуре". Свидетельством истинного признания таланта осетинского скульптора является то, что только "Третьяковка" приобрела у Соскиева более 50 работ!
В 2001 г. на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в предместьях Парижа, где покоится прах "русского осетина" Гайто Газданова, который жил и умер там, при содействии всемирно известного дирижера Валерия Гергиева и предпринимателя Таймураза Боллоева был открыто надгробие талантливому писателю-эмигранту работы скульптора В. Соскиева. Памятник признали шедевром все поклонники писателя. Здесь, по мнению Гергиева, удачно соединились темы Петербурга начала века, эмиграции и творческого подъема, преодолевающего разобщение с родиной. Так скульптор талантливо и неповторимо увековечил связь великого соотечественника с Осетией.
В том же 2001 году был создан проект памятника Булату Окуджаве, поэту, который был для многих поколений эталоном чести и достоинства. "Окуджава мне очень дорог, я его знал, несколько раз с ним встречался. Это был удивительный человек, на долю которого выпало многое..."
В 2003 году в фойе Мариинского театра была установлена необычная композиция Владимира Соскиева, посвященная тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунгов" в постановке Валерия Гергиева. В работе использована визуальная стилистика эпоса "Нартские сказания". Валерий Гергиев вспоминает: "Работая над тетралогией Рихарда Вагнера, я предложил Владимиру создать для Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге изваяния персонажей древнеосетинского нартского эпоса, созвучного, по моему убеждению, с древнегреческим и древнегерманским. Художник блестяще справился с задачей. Дружить с Владимиром Соскиевым или хотя бы знать его лично – это счастье..."
Особый интерес вызывают созданный Соскиевым скульптурный памятник Коста Хетагурову в Санкт-Петербурге (2009), в сквере Академии художеств, и бронзовая скульптура поэта на аллее проспекта Мира во Владикавказе (2010) "Коста... К великому сожалению, сегодня у осетин другой, равной ему творческой, человеческой, личностной вершины нет. Я его просто обожаю! Как он любил свой край, боролся за то, чтобы люди хоть немного возвысились... Коста для меня – не только художественный образ. Всякий раз, когда я перечитываю его стихи, что-то новое для себя открываю. Его поэзия созвучна нашему времени, нынешней нелегкой жизни. Идея у меня изначально была – показать Коста не как монумент, а как близкого нам, сегодняшним, человека – простого, доступного".
В области станкового искусства у нашего скульптора выделяются работы, выполненные в бронзе: скульптурные композиции "Память" (2008), "Скорбь"(2008), "Беженцы" (2009), серия "Нартский эпос. Осетия" (2010), "Иосиф Бродский (2012), "Задалески Нана" (2013), "Гибель нартов" (2013), серия мужских портретов (2013).
"Мне остается гордиться своими старшими и близкими мне людьми, среди которых рос в Осетии и которые научили меня любить людей вне зависимости от их национального происхождения и вероисповедания, работать во имя их благополучия. И сегодня я живу, работаю и создаю, следуя завету-наказу моего великого и любимого поэта Коста Хетагурова, который писал: "Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество мое..."
Художника всегда занимали преемственность поколений, непреложная ценность семейных корней. Сюжеты Владимира Соскиева представляются многоплановыми, вобравшими в себя приметы нескольких эпох и мировоззрений. Сильное эмоциональное впечатление производит композиция Соскиева "Судьбы. 19-й выпуск Сурх-Дигорской школы". "Это сложный, многомерный ансамбль, составленный из множества скульптурных форм и композиций, созданных художником в разные годы. Каждый персонаж являет собой концентрированное выражение человеческой судьбы..." (Н. Брыкина). "Памятник моей школе есть, и это радует. Мне кажется, эта скульптурная композиция состоялась. Судьбы людей, как они сложились ... Сурх-Дигора – великое селение. Мы все должны быть благодарны тем простым крестьянам, которые основали его и построили в первую очередь именно школу. Самую лучшую школу – подобных вокруг не было..."
Он знает все тонкости родного осетинского языка, традиции и обычаи народа, остро переживает проблемы республики. Соскиев занимается популяризацией осетинского искусства. Он организовал выставку в зале современного искусства (г. Москва) "Параллель двух легенд: С. Едзиев и Н. Пиросманишвили", в которой в форме диалога предстали произведения двоих художников, признанных и почитаемых мастеров наивного искусства, живших в одно время, но никогда не знавших о существовании друг друга. Их деятельность не пересекалась, однако искусство каждого созвучно по мысли и выразительности художественных средств исполнения. "Есть народные мастера, от природы богатые даром понимания чувства формы, цвета. На Кавказе это Пиросмани и Едзиев. Это редчайший дар, который дается сверху, как и все остальное. Я пригласил на выставку лучших скульпторов Москвы. Едзиев их потряс, они были просто ошарашены его гениальной пластикой!"
В 2014 году во Владикавказе была установлена скульптурная композиция, изготовленная Соскиевым и переданная предпринимателем Таймуразом Боллоевым в дар жителям республики безвозмездно. Она посвящена приезду А.С. Пушкина в город. На арбе, запряженной буйволами, поэт совершает путешествие из Петербурга в Тифлис. Доктор социологических наук, профессор Хасан Дзуцев восторженно заметил: "Благодаря таланту Владимира Соскиева мы видим, каких усилий стоило Пушкину, преодолев 225 километров на волах по горной дороге, оказаться в Тбилиси! Насколько точно художник уловил страдания во время тяжелого пути не только поэта, но и погонщика волов, и самих животных. Передать в бронзе такие сильные эмоции до сих пор мне казалось немыслимым явлением, но скульптор сумел это нам показать".
Далеко шагнув за границы не только Осетии, но и России, Владимир не потерял теснейшие связи с малой родиной, с ее жизнью, фольклором, искусством. Особенно ему близка мифология осетин. Неоднократно обращается он к образу самого близкого для Осетии небожителя Уастырджи. Одна из его работ на эту тему установлена в Буэнос-Айресе (Аргентина). Даже на фронтоне своего особняка в центре Москвы он поместил изваяние покровителя мужчин.
А в начале июня 2015 года в окрестностях древнего святилища в Дигорском ущелье было открыто бронзовое изваяние Уасгерги ("Лагти Изад") работы Соскиева при финансовой поддержке предпринимателя Боллоева. Природным постаментом для произведения искусства весом 13 тонн стал 30-метровый утес. Потрясающая работа выдающегося скульптора и удивительная панорама изумляют каждого! Уастырджи будто благословляет людей на праведные поступки, вытянув руку над серпантином шоссе…
Осенью 2018 года на стене новой Сурх-Дигорской школы была торжественно открыта мемориальная доска скульптору Лазарю Гадаеву, изготовленная Соскиевым. Уважая творческие принципы своего земляка и коллеги, Владимир Борисович использовал в работе автопортрет Гадаева, его стилистику, добавив свое видение образа скульптора и удачно найдя композицию. Получилось нечто большее, чем мемориальная доска – панорамная картина.
Что заботит выдающегося скульптора сегодня? "Я бы больше внимания обращал на молодых. За ними будущее, их надо поддерживать. Они по-новому видят, не мешало бы им давать больше возможностей". Он лично опекал осетинского скульптора Алана Корнаева еще в студенческие годы. Обеспечил участие осетинских художников в выставке современной скульптуры на Крымском валу…
"Что бы я ни сделал, я – осетин", – утверждает скульптор. "Его собственный, узнаваемый стиль – неспешный, аллегорический и глубинно-пластический, где за внешне неброским сюжетом всегда стоит нечто важное, отчетливо проступает философская идея", – пишет искусствовед Н. Брыкина.
"Во всем мне хочется дойти до самой сути!" В чем эта суть, которую так настойчиво ищет Мастер? "Никто не объяснит, почему тот или другой человек становится кем-то... Наверное, есть сила, которая нами управляет. До сих пор у меня бывает чувство, как будто не я леплю, а кто-то за меня это делает... Такое вот удивительное чувство..."
В поисках ответов Мастер возвращается к истокам. 2020 год для почитателей его таланта был ознаменован событием мирового значения: в Ногкау, родном селе Бориса Соскиева, на высоте в полторы тысячи метров художник устроил выставку работ, созданных за последние годы, посвятив ее памяти отца. Она предполагалась как камерное мероприятие, но таковым не получилась. Паломничество многочисленных земляков – от простых жителей его родного села до творческих работников республики и многих городов России и ближнего зарубежья – ответило на главные его вопросы.
Ирина Седова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи, на своей странице в "Фейсбуке" писала: "В творчестве Владимира Соскиева органично переплелись черты московской скульптурной школы и народных осетинских традиций. Он узнаваем, его скульптурный "язык" не похож ни на кого. В его работах присутствует то главное, что составляет основу и является сутью скульптуры, а именно – скульптура должна не изображать, а выражать".
Работы Владимира Соскиева находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Румынии, Аргентине.
Чрезвычайно насыщенную творческую работу В. Б. Соскиев совмещает с активной общественной деятельностью, он – президент Общественного фонда содействия развитию культуры "Мир Кавказа".