Более полувека он посвятил служению музыке и сцене. На его счету огромное количество грамот, благодарностей и медалей. Разве могли остаться незамеченными труды артиста? Конечно, нет, он по праву получил широкое общественное признание, исполняя в театре все ведущие партии.
Его драматическим бархатным баритоном наслаждались зрители не только России, но и зарубежья, куда ездил на гастроли Юрий Азмадиевич. Ему рукоплескали в Болгарии, Турции, Германии, Мозамбике, Финляндии…
Уроженец Заманкула, он учился в Орджоникидзевском музыкальном училище, затем – в Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, которую окончил в 1970 году под руководством педагога А.И. Быстрова. Великолепный исполнитель, статный красавец Юрий Бацазов еще на 3-м курсе был принят в оперную труппу Саратовского государственного театра оперы и балета, но будучи истинным патриотом вернулся в Осетию.
В роду Бацазовых было много талантливых творческих людей. Как вспоминает Юрий Азмадиевич, отец и братья деда хорошо пели, танцевали, играли на гармошке. Были гармонистки и среди женщин, а один из родственников даже играл на скрипке. Отец будущего народного артиста сначала работал в Закавказском ансамбле этнографических танцев в Тифлисе. А до войны он успел поработать в цирке – в труппе М. Туганова. Был прекрасным наездником, исполнил танец во время верховой езды, спрыгнув с коня. Он прошел всю войну, участвовал в одном из ключевых событий Великой Отечественной – Сталинградской битве, дошел до Берлина. В 1945-м вернулся домой в Заманкул. Сыну Юрию было всего шесть лет, когда его не стало, дали о себе знать тяжелые раны.
Мама Юрия Бацазова – заслуженный работник культуры республики, была заведующей библиотекой в Заманкуле. Юрий Азмадиевич хорошо помнит, что у них дома были пластинки с записями выступлений известного в республике ансамбля песни и пляски, а также с песнями Федора Суанова. Слушая их на патефоне, Юрий Бацазов выучил все песни, знал их наизусть. И уже в школьные годы стал выступать. А в десятом классе Бацазова заметил преподаватель музыкального училища Леон Давыдов, он и посоветовал поступать на вокальное отделение. Но на экзамене Юрий лучше сыграл на балалайке, чем спел, – и его взяли на народное отделение. Но юноша мечтал петь. Позже его мечта осуществилась благодаря педагогу Павлу Брядихину, и он стал студентом вокального отделения.
После третьего курса Юрия Бацазова перевели в Москву, в консерваторию им. П. И. Чайковского. Но семейные обстоятельства сложились так, что он вынужден был вернуться в Осетию – ухаживать за больной мамой. Уже потом завершил музыкальное образование в Саратове. Там и встретил свою судьбу – будущую жену Светлану, с которой по сей день живет душа в душу. Как только стало известно, что в Осетии открылся музыкальный театр, молодые и талантливые выпускники Саратовской консерватории приехали на родину супруга. Светлана по приглашению Павла Ядыха пошла солисткой в филармонию, а Бацазов остался в театре. Будучи солисткой филармонии, Светлана преподавала в Училище искусств, где она проработала заведующей вокальным отделением 25 лет. Вместе трудились, вместе растили троих детей.
Его роли – тоже любимые "дети", сколько в них вложено времени и труда! У Бацазова прекрасная память, он всегда за короткий срок выучивал и исполнял все главные партии в спектаклях национального Государственного театра оперы и балета под руководством сначала Юрия Лекова, а затем Ларисы Гергиевой. Бацазов несравненно исполнил Фонарщика в "Снежной королеве" С. Баневича, Каа в "Маугли" Ш. Чалаева, Альфио в "Сельской чести" П. Масканьи, Алеко в одноименной опере С. Рахманинова, Валентина в "Фаусте" Ш. Гуно, Скарина в "Тоске" Дж. Пуччини, Ибн-Хакила в "Иоланте", Томского в "Пиковой даме" П. Чайковского, Амрана ("Оллана", И. Габараева), Батако ("Ханты Цагъд" Д. Хаханова), Таймураза ("Азау и Таймураз") И. Габараева.
Особое место в творческой биографии Юрия Бацазова занимает образ Коста ("Коста", Х. Плиев). С этой оперой театр гастролировал по всем городам Росии, а в Москве на Декаде литературы и искусства оркестром дирижировала наша знаменитая землячка, народная артистка Советского Союза Вероника Дударова.
Но особенно гордится Бацазов тем, что исполнил партию Риголетто. Вспоминает, что в Большом театре был известный баритон Алексей Иванов, который считал так: "Риголеттто – вот это да! Если баритон справился с партией Риголетто, он состоялся". В нашем театре Бацазов спел практически все баритональные партии: Ренато – в "Бал-маскараде", Амонасро – в "Аиде" Д. Верди, Роберта в "Иоланте" П. Чайковского, Жермона в "Травиате" Д. Верди, Онегина – в "Онегине" П. Чайковского…
Бацазов мастерски владеет искусством оперного, камерного и народного пения. Юрий Азмадиевич вел большую концертную деятельность, особенно запомнились любителям классики тематические концерты "Вечер романса", "Любимые мелодии", П.И. Чайковский. В разноплановом репертуаре артиста есть и осетинские песни, да и как без них? Ведь Юрий Бацазов – истинный патриот, он мог сделать блестящую карьеру где угодно, но предпочел Осетию. Не раз давал концерты в селах – Эльхотово, Мизуре, бывал в Дигоре, Ардоне, Беслане, Чиколе…
Юрий Азмадиевич пользуется большой популярностью у публики, его любит и почитает молодежь, которая только пришла работать в театр,. Ребятам всегда есть чему поучиться у корифея – его житейской мудрости, чувству юмора, умению держаться на сцене…
Свой юбилей Юрий Азмадиевич, как и всегда, отмечает в кругу семьи, принимает поздравления родственников, коллег, друзей. "СО" присоединяется к пожеланиям в адрес юбиляра! Долгих Вам лет и радости, здоровья и творческого вдохновения, Юрий Азмадиевич!