"Дорожно-транспортные происшествия – одна из самых опасных угроз здоровью и жизни людей во всем мире. Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы в качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения. По состоянию на 1 декабря 2020 года в Северной Осетии этот показатель значительно выше. А ведь за сухими цифрами – жизни реальных людей. Какие же факторы влияют на частоту и тяжесть ДТП? Какова ответственность участников дорожного движения? Какие меры следует предпринять для обеспечения безопасности, и как они реализуются у нас в республике? На эти вопросы мы и хотим получить ответы от авторитетных управленцев, в ведении которых – вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, строительство автодорог, воспитание участников дорожного движения", – отметила, открывая дискуссию, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.
В заседании "круглого стола" приняли участие представители региональных управлений ГИБДД, МЧС, Ространснадзора, Комитета дорожного хозяйства, Министерства промышленности и транспорта, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, АМС г.Владикавказа, члены Общественной палаты республики, СМИ.
Цифры, озвученные вице-премьером, председателем Правительственной комиссии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в РСО–А Ирбеком Томаевым, наводят на серьезные раздумья. "Анализ ситуации на дорогах выявил ключевые причины, каждая из которых уносит жизни людей. Это – наезды на пешеходов, причем 80% из них – вне пешеходных переходов, вождение автомобиля в нетрезвом виде, нарушение скоростного режима и выезд на встречную полосу движения. Очевидно: главный фактор ДТП – человеческий. Впрочем, свою роль играют и недостатки уличной дорожной сети, техническое состояние автотранспорта, необустроенность мест парковки. К решению этих проблем необходимо приложить совместные усилия – и органов государственной власти, и гражданского общества", – отметил Ирбек Томаев.
Реформа по сокращению федеральных служащих затронула и ГИБДД. Акцент был сделан на цифровых технологиях. В Северной Осетии сегодня функционируют 79 стационарных комплексов фотовидеофиксации, в том числе, 45 – во Владикавказе. В минувшем году камерами зафиксировано около 392 тысяч нарушений правил дорожного движения, выписано штрафов на 184,5 млн рублей.
"Одна из главных проблем сегодня – агрессия на дорогах. Ее надо решать как на законодательном уровне, так и на уровне профилактики, убеждения, пропаганды. Если брать в целом по спектру дорожно-транспортных происшествий, где есть пострадавшие, мы понимаем, что главная опасность – это водители в состоянии опьянения. И здесь надо приложить все усилия, чтобы не допустить появления таких водителей", – подчеркнул врио начальника УГИБДД по РСО–А Таймураз Моураов.
Минюст и МВД намерены ужесточить наказания для нарушителей в новом КоАП. Водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения ПДД, таких как выезд на встречную полосу или проезд на красный свет, могут лишить прав на срок до полутора лет. Будут усилены санкции за пьяное вождение: нетрезвого водителя можно будет лишить прав на срок до трех лет, если тот вез ребенка.
Стремительно растет автомобилизация – только за последние 3 года количество зарегистрированного автотранспорта в республике увеличилось на 40 тысяч и достигло 288 тысяч единиц. Стало больше транзитного и иногороднего транспорта.
Как отмечали в ходе дискуссии члены Общественной палаты Северной Осетии, благодаря национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в республике уже осуществлен беспрецедентный объем строительных и ремонтных работ на автодорогах и трассах. По информации заместителя председателя Комитета дорожного хозяйства республики Игоря Дзампаева, анализ причин аварийности на дорогах позволил выявить более 30 мест концентрации ДТП, а также места возникновения возможных очагов аварийности и принять меры по их устранению. Наряду с заменой дорожного полотна, уделяется особое внимание обустройству светофорных объектов, пешеходных переходов, освещению дорог и разметке.
На вопрос члена Общественной палаты Сослана Сикоева "зарегистрированы ли случаи ДТП по причине несовершенства дорожной сети и связанные с этим иски к Комитету дорожного хозяйства" Игорь Дзампаев ответил: "Однозначно, нет". Сослан Сикоев также обратил внимание представителей профильных ведомств на необходимость принятия мер по обеспечению безопасности на новой дороге "Владикавказ – Моздок". Осуждалась и возможность организации четырехполосного движения по дороге "Владикавказ – Алагир". Это особенно актуально в контексте строительства туристического комплекса "Мамисон".
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда безопасного поведения на дорогах – одно из важнейших направлений деятельности педагогических коллективов. Об этом рассказал заместитель министра образования и науки Северной Осетии Алан Аликов. Школьники регулярно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх.
В ходе дискуссии прозвучало предложение – ввести в школьную программу образовательный курс по правилам дорожного движения и оказанию первой медицинской помощи, возможно, с получением по окончании школы водительских прав наряду с аттестатом. Такая перспектива пока весьма спорна и вызывает неоднозначное мнение. Однако, очевидно, требует рассмотрения. Как известно, с 1 апреля 2021 года вступят в силу новые правила сдачи экзамена на водительские права. Получить их скоро можно будет не с 18, а с 16 лет. Правда, для этого потребуется письменное согласие родителей.
По мнению заместителя министра здравоохранения Северной Осетии Тамары Томаевой, эта законодательная инициатива опасна своими последствиями и необходимо приложить все усилия, чтобы ее отклонить. Мобильным бригадам нередко приходится спасать именно подростков, без ведома родителей севших за руль.
"Экстренную медицинскую помощь на месте ДТП в республике сегодня оказывают 325 бригад скорой помощи. Кроме того, на федеральной трассе Р-217 "Кавказ" дежурят 4 реанимационные бригады Центра медицины катастроф. Реанимобили оснащены всем необходимым оборудованием. Главная задача мобильных бригад– минимизировать время от момента получения травмы до оказания экстренной помощи и при транспортировке в стационар. По стандарту, важно прибыть на место ДТП в течение 20 минут. В минувшем году врачи получили 544 вызова. 84 человека спасти не удалось – они погибли на месте аварии. Госпитализирован 321 человек", – рассказала Тамара Томаева.
Искоренение правового нигилизма, пропаганда безопасности дорожного движения; совершенствование надзора и контроля за использованием ремней безопасности и других защитных средств; соблюдение скоростного режима и выявление нетрезвых водителей; ужесточение системы выдачи водительских удостоверений; использование инноваций в градостроительстве и землепользовании; улучшение качества автодорог, развитие автобанов… Спектр мер, которые могли бы улучшить ситуацию на дорогах, сделать их безопаснее – достаточно велик. Но, как отмечали все участники состоявшегося в Общественной палате Северной Осетии "круглого стола", – прежде всего, важно повышать культуру поведения на дорогах.
"В формировании культуры поведения на дорогах особенно значима, даже незаменима, деятельность общественных организаций: информационная, просветительская, воспитательная. Бесспорно, этим занимаются и структуры МВД, ГИБДД, средства массовой информации. Но роль гражданского общества достаточно велика. Считаю, что нам всем следует максимально использовать возможности институтов гражданского общества, поскольку они объединяют и координируют усилия всех граждан. От подобного взаимодействия выиграют все. Но самое главное: наши дороги станут безопаснее, а наши сограждане – более защищенными", – отметила председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.