Сегодня усложнение задач архитектуры привело к выделению в ней ряда отраслей – районной планировки, градостроительства, архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений, ландшафтной архитектуры.
Взаимосвязь "архитектура – природа" прослеживается на всех уровнях архитектурного творчества – от пространственной организации среды жизнедеятельности общества до ландшафтного дизайна и оборудования интерьеров. В такой же последовательности дифференцируются архитектурные задачи охраны природы, зависящие от типа объекта и стадии его проектирования.
Природа требует уважительного отношения к себе, охраны в глобальном масштабе и в каждой детали. Архитектор постоянно преобразует окружение, включая свои сооружения в ландшафты, дополняя их, формируя качественно новые. Основой этой деятельности становится принцип "преобразовывать, охраняя и улучшая".
Архитекторы должны создавать высокое качество жизни и одновременно обеспечивать экологичность городов, достигая экологического равновесия между этими городами и природой.
Основными направлениями архитектурной экологии являются:
• строительство эстетичных зданий, обеспечивающих гармоничные отношения между людьми, радость восприятия окружающей природы;
• приближение людей к природе, избавление их от монотонности городского пространства и гиподинамии;
• правильное распределение населения по площади (не более 100 чел. на 1 га, строительство микрорайонов на 30 тыс. человек с соотношением малоэтажного и многоэтажного строительства в пропорции 7:3);
• сохранение 50% пространства городов для природных территорий и зеленых насаждений;
• изолирование населения от трасс движения транспорта;
• создание условий для общения между людьми и т.д.
К сожалению, выполнение этих требований и направлений в регионах Российской Федерации далеко от совершенства.
В качестве примера приведем проблемы, связанные с архитектурной экологией в г. Владикавказе.
Исторический город
В 1990 году Владикавказу был присвоен статус "исторический город", потому что здесь в конце XIX – первой четверти ХХ столетий располагался градостроительный комплекс, который представляет значительную архитектурно-художественную ценность, не имеющую аналогов не только в республике, но и на Северном Кавказе. Общественные здания и жилые дома этой части города связаны с памятными историческими событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, известных архитекторов и военачальников. Более 250 зданий и сооружений, расположенных в зоне центра, являются памятниками истории и архитектуры, из них 13 – российского федерального значения.
В данном случае речь идет о части Владикавказа общей площадью 458 га в границах улиц Чкалова – Маркова – Ватутина – Павленко – Мамсурова – Ардонской – Хаджи Мамсурова.
Здесь в архитектуре зданий больше всего воссоздаются эстетические идеалы и предпочтения своего времени. Наиболее наглядным примером для этого подтверждения служат фасады зданий, которые, в свою очередь, являются для них "лицом".
По внешнему виду фасада знатоку можно легко определить, в каком стиле и к какому времени, скорее всего, относится постройка, но здания с особенно красивыми фасадами в этом районе хорошо известны, у них своя особая история.
Но и в этой зоне наблюдается все возрастающий разрыв между "современной и "традиционной" архитектурой, который приводит к несовместимости и изменению не только облика, но и самой структуры пространства исторической зоны. Это относится к зданиям Дома быта на углу ул. Горького и проспекта Мира, Дома моды в конце проспекта Мира и другим. Такое разнообразное смешение стилей зодчества в исторической части города не может привлечь своей эстетикой. Перед горожанами – дома ХIХ века, каждый кирпич которых выложен со всей присущей строителю нежностью. И тут же рядом высится огромное офисное здание, в формах которого сочетание металла и стекла завораживает, но это холодная красота, место которой – за пределами исторической зоны.
"Сталинский ампир"
В истории архитектуры г. Владикавказа особое место принадлежит так называемому сталинскому ампиру, отличительными чертами которого являлись целостность образов, ансамблевость, монументальность, театральность, массивность.
Первое здание так называемой сталинской эпохи во Владикавказе было построено в 1936 году – Дом советов, ныне Дом правительства. Кроме того, в этом стиле построены здания учебного корпуса и общежития Северо-Осетинского государственного университета, здания бывшего Детского мира, бывшей турбазы, бывшего военного училища, жилые дома и другие.
Они представляют собой кирпичные дома с высокими окнами и подъездами, нередко – с лепниной, росписью или мозаичными панно, с эркерами и богато украшенными фронтонами на крышах, придают городу особые колорит и эстетичность, но и здесь в результате вмешательства человека негативные явления.
Так, на здании турбазы еще в 90-х исчезли такие оригинальные детали, как французские балконы и рустовка. В настоящее время внешний облик полностью изменился.
На многих зданиях этого стиля архитектурные элементы фасадов сбиты до камня, вместо них – яркие современные материалы. А за новомодными вывесками, которые закрывают фасад, невозможно разглядеть эпоху и стиль.
Дома хрущевской постройки
"Хрущевки" представляют собой возводимые по типовым проектам многоквартирные дома в стиле функционализма. Были панельными, кирпичными, реже – крупноблочными. Наиболее известными являются панельные "хрущевки". Они получили широкое распространение благодаря высокой скорости возведения из заранее изготовленных железобетонных панелей.
Большинство возводилось как временное жилье. Однако впоследствии, из-за недостаточного объема строительства жилья, срок их использования в городе постоянно увеличивался. Панельные предназначались для временного решения жилищной проблемы и были рассчитаны на 25 лет, но часть из них до сих пор не выведена из жилфонда. В республике их количество составляет 203 единицы.
"Хрущевки" в сравнении с ранее строившимися многоквартирными кирпичными домами имели квартиры меньших размеров, в связи с чем жильцы расширяли балконы или делали пристройки. В результате эти невзрачные дома принимали уродливые формы.
Архитектура таких домов была функциональна или лишена архитектурных элементов, свойственных строениям более ранних лет.
Современное строительство
В настоящее время в городе строят много. Появляются новые микрорайоны. Если проанализировать вновь построенные дома, то за исключением крупных торговых центров нет запоминающихся зданий. Большинство домов не отвечает архитектурным канонам, так как строят их почти в виде тех же коробок, без учета необходимого распределения населения по площади (не более 100 чел. на 1 га). Дворы в новостройках небольшой площади, в результате чего не хватает места для детских площадок и посадки достаточного количества зеленых насаждений.
Своеобразие – это переменная составляющая эстетического восприятия жилого дома. Образ должен присутствовать в каждом здании, но это не наблюдается в новостройках.
В городе много зданий-долгостроев, которые придают жителям отрицательные эмоции и никак не соответствуют архитектурной эстетике. Пример – здание высотки-долгостроя с 2004 года на месте детского пруда.
Допускаются также пристройки или надстройки к действующим зданиям, которые никак не придают им соответствующий экологическим требованиям вид. Как, к примеру, надстройка к дому на одной из центральных улиц города (на проспекте Коста). Когда человек говорит: "Какой красивый дом!", он, сам того не ведая, направляет на понравившийся дом и его обитателей энергию добра, созидания и любви. В свою очередь он ее так же получает от вашего дома.
Одним из направлений архитектурной экологии является сохранение 50% пространства городов для природных территорий и зеленых насаждений. И это требование не выполняется. Так, между ул. Цоколаева и Морских пехотинцев от ул. Московской до ул. Хадарцева предполагалось создать широкий бульвар для отдыха. На незначительной части организовали лесопарк под названием "Афганский сквер" в честь погибших воинов в этой стране.
Обустроили площадь Фонтанов (которые в течение 6 лет не работают). А на планируемой для зеленых насаждений территории построили рестораны и гипермаркеты, рынки и развлекательные заведения. Конечно, здесь не получишь единого городского ансамбля.
Причинами изложенных негативных фактов в архитектуре городов является в первую очередь то, что для современного архитектора в России очень важно иметь человека, готового профинансировать воплощение замысла. Как правило, главная цель заказчика – выгода. Часто инвестору нет разницы, каким будет образ нового здания. А современный заказчик не понимает зависимость между коммерческой привлекательностью здания и оригинальными архитектурными решениями.
Второй причиной является низкая требовательность со стороны администраций городов к заказчикам и архитекторам. И такая ситуация не должна устраивать ни специалистов, ни горожан.