Мало кого из застройщиков заботит, удобно ли будет жить в подобных "свечках", "воткнутых" посреди кварталов, где станут гулять дети новоселов.
О проблемах многоэтажной застройки "СО" рассказал председатель комитета по архитектуре и градостроительству Александр Цаллагов.
– По поручению главы республики комитет работает над формированием архитектурного облика застройки и новыми принципами развития территории. Сегодня девелоперы в известной степени формируют новую, не совсем качественную, городскую застройку. От них напрямую зависит, будет ли новый район безопасным, экологичным, комфортным и красивым. Это ключевые качества формирования комфортной застройки.
Жизнь за последние 10 лет в городах серьезно изменилась, и комфорт сегодня измеряется другими параметрами. А у нас продолжают использовать клише 90-х. Нужно радикально менять подходы к новой застройке, делать ее многофункциональной!
Что это значит? Это значит, что не нужно садиться в машину и везти ребенка в детский сад или школу в соседний район. Это значит, что и работа может оказаться в пределах вашего квартала в пешей доступности, что сходить в кино, кафе, магазин, фитнес-клуб, кружок детского творчества также не потребует много времени на дорогу. Человек живет не только сном и работой, но и отдыхом, развлечениями, общением. Как правило, на эти три важные сферы жизни отводится по 8 часов, и чем меньше нам придется потратить времени на дорогу, тем больше получит та или иная сфера и тем выше будет качество жизни.
Что для этого нужно? Оснащать кварталы сетью безопасной велоинфраструктуры: строить выделенные дорожки, места хранения велосипедов и колясок как в подъездах, так и на придомовых территориях. Важно создать комфортные тротуары, располагающие к пешим прогулкам, с удобными, широкими пандусами и качественным покрытием. Вынести парковки персонального транспорта за пределы дворов. А вместо них обеспечить жителей местами для отдыха, занятий спортом и детских площадок. И все это – вкупе с зеленым ландшафтом.
Необходимо еще на стадии проектирования создавать многофункциональную, разнообразную архитектуру кварталов, оснащенную объектами для работы, отдыха, образования, развлечений, обслуживания. Все это в комплексе повысит конкурентоспособность наших городов, положительно отразится на экономике и сократит отток жителей.
В условиях достаточно либерального российского законодательства сложно менять привычки застройщиков, формирующих на свое усмотрение архитектуру наших городов. Комитет активно продвигает новые стандарты комплексного развития территорий. И рассчитывает в обозримом будущем на положительные результаты.
– Приведите, пожалуйста, пример, где подобная комплексная застройка будет реализована.
– Сейчас прошел конкурс на достаточно большой участок земли в районе ул. Хадарцева, наш комитет проводит переговоры с застройщиком для реализации подобного комплексного подхода в застройке этого участка.
– Вы говорили о развитии велосети. Это насущная проблема, решение которой позволило бы разгрузить автомобильные дороги. Скажите, пожалуйста, велосеть будет строиться только в новых районах, или мы все-таки дождемся ее и в старом городе?
– Городская застройка, особенно в центральной части, на набережной реки Терек, очень благоприятна для развития персонального, вело-, электротранспорта, т.к. движение там достаточно спокойное, нет очевидных подъемов и горок. Что касается расположения дорожек в створе улиц, то у них также хорошая перспектива, т.к. в советское время ширина дорожных полос проектировалась в рамках 3,5–
4 м. При небольших затратах можно проанализировать интересные маршруты движения, которые бы соединяли разные районы города, и переразметить дорожное полотно, сместить приоритеты с автомобильного в пользу общественного и велотранспорта. Очень важно, чтобы дорожки превратились в отдельно выделенные полосы. Они должны быть отделены от дорожного полотна железобетонным поребриком, а если находятся в створе тротуара, то также отделены от пешеходной зоны во избежание конфликтных ситуаций. Потенциал у городской велосети достаточно большой, развитие ее для персонального транспорта –это развитие "короткого плеча" общественного транспорта. Есть сеть общественных маршрутов, но в местах точек притяжения, возле учебных заведений, например, куда недостает среднемагистральный транспорт, можно организовать точки парковки самокатов, вело-, электротранспорта.
– Если спуститься с небес на землю, мы сейчас наблюдаем огромное количество вновь построенных домов, которые стоят, пустые. Не лучше было бы для городских властей развивать старые районы?
– Хороший вопрос. На самом деле сценарий трансформации городской застройки – это в первую очередь реновация и реконструкция старых районов, в которых жилье вырабатывает уже свой ресурс, жизненный цикл. Речь в первую очередь о районах, где возраст жилья приближается к 70 годам. Городу важно развиваться в рамках уже своей существующей территории, сложившейся дорожной сети. Это существенно снижает затраты на строительство и, с другой стороны, позволяет трансформировать депрессивную застройку. Таким образом, мы неизбежно рано или поздно столкнемся с необходимостью программ реновации. У каждого дома, как у конструкции, есть свой срок жизни, и рано или поздно придет время, когда будет необходимо реконструировать или сносить эти здания и строить взамен что-то более современное, отвечающее новым требованиям безопасности и комфорта.