Людмила КАРГИНОВА, флорист:
– Аварии и чрезвычайные ситуации бывают разные, и я, например, всегда думаю о тех, кто не может сам о себе позаботиться. В первую очередь это братья наши меньшие. У моих друзей уже много лет дома несколько аквариумов, и каждое отключение света – это большая проблема, потому что рыбам нужен кислород, который подается через специальное устройство.
Если случается природная аномалия, то в зону риска попадают бездомные животные. В нынешней ситуации, когда город остался без воды, у меня возникла проблема с моим котом, который привык пить воду исключительно прямо из крана. Он не принимает миску и все утро в надежде облизывает кран в ванной. Со стороны может показаться забавным, но для питомца это стресс. Поэтому, продумывая свои действия на случай форс-мажоров, я стала всегда в расчет брать тех, кому моя помощь нужна больше всего. То есть на случай пожара или землетрясения нужно схватить документы и кота, а не только документы. И мне бы не хотелось, чтобы кто-то воспринимал моральную подготовку к подобным ситуациям как паранойю. Вспомните внезапно настигший нас карантин и изоляцию и поймете, что мы ни от чего не застрахованы и должны быть готовы к любой ситуации.
Анатолий ГАВРИЛОВ, офицер запаса:
– Форс-мажор мы чаще всего понимаем как стечение обстоятельств, ситуацию, которую нельзя было предусмотреть. Кто служил в армии, знает, что все инструкции и другие руководящие документы обязательно уделяют этому внимание и расписывают порядок действий каждого при различных нештатных ситуациях. Все, что нужно сделать – понять, что именно происходит, а дальше действовать по инструкции (подстраиваясь под те моменты, которые в нее не попали). После увольнения я стараюсь поступать так же. Возможных непредвиденных ситуаций (типовых) не так уж и много, можно заранее хотя бы приблизительно уяснить для себя, что нужно делать в каждой из них. Ведь главной причиной паники чаще всего являются незнание, растерянность.
Валентина ЛАПКИНА, педагог:
– Мы, городские жители, привыкли к благам цивилизации и часто просто не задумываемся, а что бы делали, если бы вдруг лишились электроэнергии, воды, газа… К счастью, это случается довольно редко, но все же случается. Я, например, привыкла к своей плите с электророзжигом и когда у нас недавно на несколько часов отключили свет, обнаружила, что в доме нет спичек. Пришлось спуститься с седьмого этажа (а потом обратно подняться пешком, лифт тоже не работал), сходить в магазин и купить несколько коробок спичек. На всякий случай. Да еще свечи, – ведь электроэнергию могли отключить и вечером. Так же – и с водой. Судя по тому, что вчера уже после 7 утра в ближайшем гипермаркете не оказалось бутилированной воды – ее всю мгновенно раскупили, очень многие, как и я, не были готовы к форс-мажору.
Вообще, хороший хозяин – в широком смысле – всегда должен "иметь про запас". Я не только про спички и воду. Страшно представить, что произойдет, если в больнице не обеспечено резервное электропитание, в аэропорту не окажется запаса реагентов против обледенения самолетов, а на ферме во время зимовки "неожиданно" закончится корм! Форс-мажоры чаще всего происходят из-за человеческого фактора…
Радима КАДЗАЕВА, пенсионерка, г. Ардон:
– Я уже не раз благодарила Бога за то, что существуют аварийные службы. Не знаю, что бы делала в случаях, которые произошли со мной, одиноким человеком. Однажды включила колонку, и пламя загорелось не только в фитиле, но и ниже. От страха я не поняла, где именно, но испугалась, что колонка взорвется. Позвонила на "04" районной газовой службы, и через считанные минуты прибыли дежурные. Быстро устранили утечку, проверили работу колонки.
В другой раз, перекрывая водяной вентиль, ошибочно перекрыла газовый. Когда обнаружила, что плита не включается, расстроилась: подумала, что это плановые работы на газопроводе, а я об этом просто не узнала вовремя. Ждала "окончания ремонтных работ" два дня! Случайно узнала, что никакого ремонта не было, отсутствие газа – дело моих рук. Снова по моему вызову приехали мастера из службы "04", открыли нужный вентиль и посоветовали впредь быть внимательнее. Спасибо им за оперативность!