– Юрий Владимирович, в каких случаях полис возмещает потери?
– В том случае, если вы потеряете застрахованную карту, или деньги с нее украдут мошенники, страховщик обязан обеспечить перевыпуск карты и вернуть похищенные средства.
Какие именно случаи будут считаться страховыми, какой будет компенсация, обговаривается в договоре, причем условия могут быть совершенно разными.
Чаще всего банки предлагают клиенту компенсировать кражу денег с карты в случае ее утери или хищения. Или если данные были украдены с помощью технических устройств, например, скиммера, накладки на клавиатуру банкомата или видеокамеры. Также обычно предусматриваются ситуации, когда данные карты попали в Интернет или мошенники выманили их с помощью фишинговых сайтов. Или владельца карты ограбили после снятия наличных в банкомате.
– Когда страхователю могут отказать в выплате компенсации?
– В случае нарушения условий страхования. Если клиент сам нарушил меры предосторожности, которые прописаны в его договоре с банком. Например, хранил ПИН-код вместе с картой или сам сообщил кому-либо секретные сведения.
Кроме того, если мошенники убедили владельца карты самостоятельно перевести им деньги или сообщить ее данные, коды подтверждения операций, это не будет считаться страховым случаем.
– Могут быть в договоре прописаны дополнительные условия, обязательные к выполнению для получения компенсации?
– Как правило, да. Может быть указан точный срок, в течение которого необходимо заявить о хищении – от нескольких часов до нескольких дней. За это время следует не только поставить в известность страховщика, но и опротестовать операцию в банке, чтобы он начал внутреннее расследование. Договор может предусматривать и оперативную блокировку карты.
Также нужно обратиться в полицию, поскольку без заявления в правоохранительные органы страховая откажет в выплате.
Порой страховщики для возмещения требуют целый пакет документов: копию постановления о возбуждении уголовного дела или отказа в этом, справку об итогах внутреннего расследования банка. Если банк примет решение, чтобы сам возместил потери клиента, страховщик не будет повторно их компенсировать.
– А как быть, если страховщик отказал в выплате?
– Если страхователь считает, что это решение неправомерно, а сумма претензии не превышает 500 тыс. рублей, он может обратиться к финансовому омбудсмену, который решает споры клиентов со страховыми компаниями в досудебном порядке. Если сумма больше полумиллиона рублей, необходимо написать заявление в суд.
Обычно в полис предлагают вписать все карты, открытые в одном банке. Если они привязаны к разным счетам, то можно выбрать разный размер выплат для каждой из них.
Сумма компенсации обычно зависит от вида страхового случая и даже от обстоятельств происшествия. Например, некоторые полисы не предусматривают при ограблении у банкомата возврат всей украденной суммы, даже когда она укладывается в страховой лимит, а только 60% от нее. А если человек снимал деньги ночью, то ему выплатят не больше 10 тысяч рублей.
Все эти условия прописаны в договоре со страховой компанией, поэтому перед подписанием его необходимо внимательно прочитать.
Цена полиса напрямую зависит от суммы максимальной компенсации и набора страховых случаев. Она может колебаться от 300 до 7000 рублей в год.
– На ваш взгляд, нужно ли все-таки страховать карту?
– Чем осторожнее вы пользуетесь банковской картой, тем меньше смысла ее страховать.
Обычно эту услугу предлагают своим клиентам банки, которые выступают агентами страховых компаний. Но необходимо помнить, что в некоторых случаях банк и без страховки обязан вернуть деньги, которые украли мошенники. Например, когда вы получили уведомление о подозрительной операции по карте и обратились в банк с заявлением о краже в течение суток. Если же банк по каким-то причинам вообще не прислал сообщение о транзакции, а незаконное списание обнаружили вы сами, то имеете право в любое время потребовать вернуть деньги.
Кроме того, всегда нужно помнить о правилах безопасности при использовании карты: не писать ПИН-код прямо на ней и не хранить его вместе с картой, не позволять ее фотографировать и не выкладывать фото в соцсетях, ну, и, разумеется, никому не сообщать секретные данные. Если выяснится, что вы нарушили эти требования, банк не вернет деньги. Страховая компания в такой ситуации, скорее всего, также откажет в выплате.
Но в некоторых случаях полис может оказаться полезным. Например, если человек снимает с карты крупные суммы, поскольку банки не возвращают деньги в случае грабежа или воровства наличных. Тем же, кто часто скачивает игры или делает покупки в новых интернет-магазинах, может быть полезна страховка от кибермошенников.
И еще хочу напомнить: если вам навязали полис, в том числе оформив договор коллективного страхования, или вы просто передумали им пользоваться, можете его вернуть в течение 14 дней после покупки.