Как подчеркнула и.о. начальника отдела развития конкуренции и государственных закупок Залина Аскарова, необходимо понимать, что на законодательном уровне цены не регулируются.
– Тем не менее у нас постоянно ведется мониторинг цен по социально значимым товарам – товарам первой необходимости, – отметила она. – Этот перечень утвержден нормативным актом и включает в себя 26 позиций, среди которых хлебобулочные изделия, молоко, мясо и т.д. То есть, если на какой-то продукт цена повышается на 10% и держится больше, чем 60 календарных дней, то мы направляем информацию в
Минэкономразвития России, и уже на федеральном уровне могут приниматься какие-либо экстренные меры. Например, установить предельные цены на данный продукт в течение 90 дней на территории нашей республики. Из федеральной повестки известно, что такая ситуация произошла у нас по сахару и подсолнечному маслу. В конце декабря прошлого года Минпромторгом и Минсельхозом РФ были подписаны соглашения на поддержание и снижение цен на данные продукты с заводами-производителями, поставщиками и торговыми организациями. Участники этого соглашения обязуются не поднимать цену на масло за 1 литр выше, чем 110 рублей, и на сахар выше, чем 46 рублей. Мы, в свою очередь, в Северной Осетии, обратились к нашим предпринимателям из сферы розницы и к оптовому звену. В итоге у нас на сегодняшний день к соглашению присоединились 80 организаций торговли. Эта цифра не окончательная, работа будет продолжена, и, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить наших предпринимателей, которые откликнулись и присоединились к этому соглашению. Как результат, уже на первую неделю февраля мы видим незначительное, но, тем не менее, снижение цен на подсолнечное масло и на сахар. Из федеральной повестки также видно, что принимаются экономические меры – это и запланированное Минсельхозом России расширение посевных площадей на сахарную свеклу, и поднятие вывозных пошлин на зерно, и т.п.
Как заверила Залина Аскарова, в совокупности все эти меры должны дать эффект по снижению и стабилизации цен. Что же касается так называемого индекса потребительских цен на товары и услуги – инфляции, то наша республика по годовому индексу находится по данному показателю на втором месте среди субъектов СКФО.
По словам начальника отдела потребительского рынка и контрольных мероприятий Елизаветы Козаевой, за последние несколько лет был принят ряд нормативно-правовых документов, которые внесли нововведения в мониторинг потребительского рынка. Так, например, ужесточились требования к безопасности торговых объектов. Минэкономразвития с 2018 года осуществляется деятельность в сфере антитеррорестической защищенности крупных торговых объектов республики. Они проходят комплексное обследование и оформляют паспорта безопасности. Значимость проводимых мероприятий и принятие исчерпывающих мер по защите торговых объектов трудно переоценить.
– Важно донести до руководителей торговых организаций, что они отвечают не только за свой объект, но и за жизни людей, которые осуществляют покупки на этих торговых площадках, – отметила Елизавета Козаева. – Минэкономразвития в этой сфере осуществляет контроль за четким исполнением требований законодательства, и в случае выявления нарушений – также за их устранением.
Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в нашу жизнь. Сейчас нам нужно носить маски во всех общественных местах. Исключением не стали и торговые организации. Минэкономразвития осуществляет также деятельность по соблюдению санитарного режима, то есть по масочному режиму в магазинах.
– Наши сотрудники выезжают в магазины и крупные торговые центры для того, чтобы напомнить руководителям этих организаций о том, что осуществление продажи и обслуживания клиентов без масок может привести к штрафам и магазину, и покупателям, – сказала Елизавета Козаева. – Нам хотелось бы напомнить жителям республики о необходимости соблюдения санитарных норм Роспотребнадзора для того, чтобы снизить риск распространения коронавирусной инфекции.
Еще одним важным моментом в организации деятельности в сфере контроля на потребительском рынке является реализация программы защиты прав потребителей. Эта программа предусматривает осуществление ряда мероприятий, в том числе и состояние консультационных центров.
– Наши потребители при насыщенности рынка различными товарами и услугами просто обязаны знать свои права и уметь их защитить в тех или иных ситуациях, – подчеркнула Елизавета Козаева. – Поэтому при Министерстве экономического развития, а также в АМС Владикавказа и районов республики были созданы консультационные центры. Потребители, права которых были нарушены, могут обратиться в эти центры, и консультанты помогут им правильно составить претензию либо разъяснят им их законные права и интересы.