Аланы принадлежали к ираноязычным народам, и среди предложенных этимологий их названия наиболее достоверной видится та, которая связывает этот народ с древнеиранским *arya-, оно прослеживается в прилагательном *aryāna- или в родительном падеже множественного числа *aryānām, ту же форму находим в древнеиранском aryānām xšaθram > среднеиранском Ērān-šāhr > неоперсидском Irān, слово, представленное, в том числе, и в современном названии Персии – Исламская Республика Иран.
Иранские народы были широко распространены на территориях на севере Кавказа, о чем свидетельствуют греческие писатели, названия рек, а также иностранные имена в надписях греческих городов северного побережья Черного моря. Но перемещение части алан на запад заметно ослабило ту часть, которая осталась на территории Кавказа и которая постепенно попадает под влияние хазаров. Только после арабско-хазарской войны и последующего разрушения русским князем Святославом города Саркел аланам удается обрести вновь независимость и создать государственное образование, которое у советских ученых называется средневековой Аланией. Период ее расцвета приходится на X–XI вв., в начале XIII века она гибнет под сокрушительными ударами монгольской армии.
Аланы продвигаются на запад, преимущественно в сторону Франции и Иберийского полуострова, и также – частично в северную Италию. Впоследствии с Иберийского полуострова они вместе с вандалами направляются в северную Африку.
На западе аланский народ не обрел известность и удачу, которые получили другие участники Великого переселения народов: из этого можно заключить, что число алан, осевших в Италии или транзитировавших в страны остальной Европы, должно было быть относительно скромным по сравнению с другими народами, или же они оказались более склонными к ассимиляции.
И в самом деле, если бы не многочисленные свидетельства в хрониках и топонимы, встречающиеся в различных районах на западе от Рейна, можно было бы подумать, что алан никогда и не было на Западе. Михаил Ростовцев в 20-х годах прошлого века подчеркивал, что роль, которую они сыграли в завоевании Римской империи, была значительно недооценена. "Поблекнуть" облику алан мог способствовать также тот фактор, что они часто действовали сообща с другими народами, имевшими над ними доминирующее положение с точки зрения их численности.
Не обладая особенными чертами, способными их отличить физически, и, с другой стороны, ведя образ жизни, который делал их похожими на других в глазах оседлого населения Римской империи, аланы отождествлялись с другими кочевниками, и даже лингвистическое различие не стало фундаментальным элементом в их идентификации. Нельзя забывать и о том, что иногда в одном и том же сражении они выступали "по разную сторону баррикад", что немного усложняет реконструкцию их передвижений и союзничества в Европе.
Само название "аланы" стало объектом многочисленных недопониманий: часто на Западе алан путают, например, с аламаннами. В любом случае надо подчеркнуть, что в Западной Европе их никогда не называли "ас", именем, под которым они известны в особенности, но не исключительно, в поздний период в Кавказском регионе.
Похоже, что аланы не оказали какое-либо влияние ни на латинский язык, ни на тот, что был в ходу в Галлии, ни тем более на тот, что практиковался на Италийском полуострове. Поэтому нет и аланских заимствований во французском, итальянском или испанском языках. Но все-таки существует большая серия топонимов, равномерно распределенная на территории Италии, Франции и Испании, сохраняющая название алан таким, каким оно было известно народам, говорившим на латинском языке.
Возможно, римские императоры начинают привлекать алан в своих военных акциях уже в IV веке, с момента правления Грациана, а затем – и при Теодосии I и Гонории. Стиликон неоднократно использует аланские войска, особенно против Алариха. Почти все итальянские топонимы, связанные с аланами, находятся а северной Италии.
Исторически аланские войска располагались главным образом на севере, вблизи дорог, ведших к альпийским перевалам, хотя в документе Notitia Dignitatum ("Список должностей") упоминаются по этому поводу только сарматы. Не исключено, что объяснением этого может быть тот факт, что аланы заняли местности, где до них находились военные лагеря сарматов. С другой стороны, известно также, что термин "сарматы", так же как и "скифы", постепенно потерял свое этническое значение, и под ним стали подразумеваться все жители территорий, на которых в долгий период времени проживали скифы и сарматы.
Бернард Бахрах выделяет следующие итальянские топонимы, которые, вероятно, связаны с аланами: Аланья Валсезия (Alagna Valsesia), Аланья / Сан Джермано (Alagna / San Germano), Аланья Ломеллина (Alagna Lomellina), Алано ди Пьяве (Alano di Piave), Аллен (Allеin), Вилла д’Аленьо (Villa d’Allegno) и Ландриано (Landriano). Местонахождение этих топонимов подтверждает гипотезу о расположении алан на путях, ведших к альпийским перевалам. Некоторые из топонимов, без тени сомнения, включают в себя название алан, и в данном случае их аланское происхождение признано всеми, другие вызывают большие сомнения и гипотезы, выдвинутые учеными, занимающимися аланской историей, и сталкиваются с мнением исследователей итальянской топономастики.
В первую очередь к первой группе относятся Аланья Валсезия, Аланья Ломеллина и Аланья / Сан Джермано. Также возможно сюда зачислить и Вилла д’Аленьо, а также Аланно (Alanno), населенный пункт, находящийся не на севере, а в центральной Италии, в провинции Пескара. Казалось бы, в эту группу должен был бы войти и топоним Алано ди Пьяве, но Э. Ферстеманн и В. Шульце предлагают другие интерпретации. Топоним Аллен (северо-запад Италии, область Валле д’Аоста) также объясняется различными версиями. Больше всего сомнений вызывает гипотеза Бахраха по поводу топонима Ландриано, хотя и другие версии и интерпретации не представляются абсолютно убедительными.
Исследования последних двух столетий по аланской истории почти исключительно посвящены изучению той части аланского народа, который пребывал на Кавказе. Но представляется очевидным, что ввиду разных аспектов (не говоря уже о стремлениях некоторых европейских народов, старающихся доказать свое иранское происхождение) так называемое Sarmatian connection – не только чистая фантазия: существуют определенное иранское влияние на европейскую литературу и активное воздействие аланского народа на исторические события Европы со времен последних столетий западной Римской империи.
Систематическое изучение топонимов, содержащих название "аланы" на территориях Италии, Франции, Швейцарии и Испании, стало поводом и необходимостью прояснения пребывания алан на Западе, страницы европейской истории, если не забытой, то по крайней мере, без сомнения, весьма недооцененной.