У нас в республике квалифицированных мастеров в этих областях готовят в Северо-Кавказском строительном техникуме. Напомним, помимо основных профильных программ – "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" и "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов" в стенах ссуза проводится обучение по направлениям – "Архитектура", "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции", "Техническое эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" и "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "Правоохранительная деятельность". Учебное заведение традиционно востребовано у молодежи, желающей получить реальную специальность, которая сможет обеспечить ему достойное будущее.
Чтобы поддерживать престиж и востребованность учебного заведения, руководство техникума постоянно ищет различные возможности усовершенствования учебного процесса. Так, одним из нововведений можно считать дуальную форму образования.
Что это такое, и какие перспективы есть сегодня у студентов техникума – об этом и многом другом "СО" рассказал директор СКСТ Георгий Гуриев.
– Дуальная форма – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное число специалистов, которых мы им предоставляем.
Так называемая дуальная система образования выступает одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, а, значит, мы сможем большее число наших выпускников трудоустроить.
В настоящее время внедрение дуального обучения в образовательный процесс ГБПОУ "СКСТ" представляется целесообразным, своевременным и перспективным. Поскольку эта система полностью отвечает основным принципам компетентностного подхода современных ФГОС профессионального образования.
– И все же, в чем заключается инновационность дуальной системы?
– Прежде всего, меняется организация учебного процесса – сокращаются аудиторные занятия, а объем производственной практики увеличивается до 60–70% от объема учебного плана. Производственная практика основана на индивидуальном подходе и максимально приближена к условиям реального производства. Появляются дополнительные меры финансирования со стороны предприятия. В-третьих, что немаловажно, развивается институт наставничества на производстве. Дуальная система является действенным и гибким механизмом, позволяющим обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда.
– Соответственно, есть большие преимущества и для предприятий тоже…
– Безусловно. Это обеспечение воспроизводства и развития кадрового потенциала, возможность подготовить для себя кадры точно "под заказ", обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переобучению. Это и возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях, по ходу обучения корректировать его содержание, изменять учебные программы в соответствии с ходом своей технологической модернизации. Ну и наконец – подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве, и необходимость профессиональной адаптации отпадает.
Преимущества для самих студентов тоже для всех очевидны. Это высокая степень мотивации к получению знаний, обеспечение более разностороннего профессионального развития обучающихся. Работает принцип "от практики к теории", обучающийся больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. И главное – вероятность получить работу на том же предприятии, где проходил обучение.
– Насколько я знаю, ваши выпускники, помимо основной специальности, получают еще и рабочую профессию?
– Да, это так. В текущем учебном году техникум перешел на бригадную систему подготовки кадров по специальностям: "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Строительство автомобильных дорог и аэродромов". Для этого учебный график был составлен с таким расчетом, чтобы дать возможность студентам, помимо основной профессии техника-строителя получить две рабочие профессии.
Хорошей площадкой для обучения являются учебные мастерские техникума, где обучающиеся получают практические навыки по компетенциям: кирпичная кладка, штукатурные и малярные работы, облицовка стен гипсокартоном, сантехнические работы.
В настоящий момент в учебных мастерских техникума проходят практику не только студенты нашего техникума, но и ПУ-5, ВМТ.
Обучение завершается квалификационным экзаменом комиссии, председателем которой является представитель работодателя.
– Какие шаги предпринимаются в связи с дуальной формой обучения?
– Перед коллективом техникума стоит задача – сделать эту форму обучения массовой, привлечь к ней больше предприятий республики. На сегодня нами заключены договоры и соглашения с 20 организациями.
Руководитель ООО "Трест-1" А.П. Габараев принял на работу бригаду каменщиков из числа студентов выпускного курса на строительство детского сада в пос. Заводском. Студенты отработали на объекте несколько месяцев. В дальнейшем при наличии работ для каменщиков, штукатуров, маляров их готовы принять вновь.
В текущем учебном году сформировали две бригады каменщиков и бригаду штукатуров - маляров из числа студентов выпускного курса, которые могут быть направлены на строительные объекты для трудоустройства.
Кроме того, для организации дуальной модели образования, техникум создал базовые кафедры на предприятиях работодателей. На материально- технической базе ООО "Элит Авто" создали кафедру "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" в целях практической подготовки обучающихся. Здесь имеется возможность предоставить каждому студенту рабочее место, где он совместно с наставником выполняет конкретную работу. Находясь в составе производственного коллектива, выявляются сильные и слабые стороны будущего специалиста, что дает возможность выпускникам впоследствии трудоустроиться на данном предприятии. К тому же руководители предприятия ООО "Элит Авто" Алан Киргуев и Казбек
Текоев консультируют студентов-дипломников, принимают участие в разработке учебных планов и программ по данной специальности.
На базе ООО "Магистраль" создана кафедра "Строительство автодорог" для подготовки специалистов по этой специальности. А ВМБУ "Владикавказские дороги" стала базой кафедры "Эксплуатация автомобильных дорог". Руководитель предприятия Игорь Гусов в течение нескольких лет также является председателем ГАК, консультирует дипломников, принимает участие в работе квалификационных экзаменов по присвоению рабочих профессий.
Так что в этом направлении техникумом проделана определенная работа, которая скоро начнет приносить свои результаты.