[B]В 1982 году в СОГУ открыли памятник, посвященный сотрудникам и студентам, отдавшим свои жизни во имя Великой Победы. Эта работа понравилась коллективу СОГМА, и от руководства вуза мне поступил заказ – создать памятник медработникам, погибшим на полях сражений.[/B]
Начал с того, что искал и читал все написанное о врачах, участвовавших в Великой Отечественной войне. Мне также повезло познакомиться с женщиной, которая непосредственно была на фронте и спасала наших доблестных защитников. Это было на одном заседании, посвященном военной теме, в зале среди присутствовавших была красивая женщина благородной внешности. Но не только этим она выделялась – была вся в орденах и медалях. В перерыве подошел к ней. Познакомились, сказал, что хотел бы написать ее портрет. Я уже видел композицию: женщина-фронтовичка, в руках у нее букет цветов.
В процессе работы я хотел, чтобы Вера Александровна Ревазова, так звали эту женщину, рассказывала о войне, обо всем, что она видела, что с ней происходило там, на фронте. Много, очень много узнал интересного, но расскажу об одном эпизоде, который меня сильно удивил.
…Танк двигался прямо на нее. Наш, не фашистский, явно подбитый. Она поняла, что в нем – раненый. Так и было – недалеко от нее через люк вывалился раненый танкист. Она его притащила в блиндаж, где военные врачи старались оказать первую медицинскую помощь, а Веру посадили где-то в углу, дали ей возможность перекусить. Вдруг к ней подходит офицер и спрашивает: "Кого ты к нам притащила? В бреду кричит, Гитлера проклинает, но не поймем, на каком языке он говорит". Вера вскочила, подбежала к раненому, а он на осетинском языке "харагай", "куыдзай" Гитлера проклинает! Танкистом оказался Николай Саламов! После войны он стал народным артистом СССР, лауреатом Госпремии. В мирное время они подружились, называли друг друга братом и сестрой...
Работа над портретом Веры Ревазовой меня так захватила, что в итоге, исполненный в белом мраморе (цвет медицины), он стал достоянием художественного музея имени М. Туганова.
Рассказы Веры меня до того увлекли, что в первой части композиции памятника буквально изобразил ее портрет военного времени, помогающей раненому воину. Когда же я показал ей свою работу в глине, она очень обрадовалась, подтвердила, что вот так иногда на ящиках из-под патронов врачи оказывали помощь раненым. Во время операции снаряд иногда попадал в "операционную", и погибали врачи-хирурги, рассказывала она. Словом, в создании памятника медикам мне знакомство с Верой Александровной очень помогло...
И потом мы часто встречались, Вера Александровна бывала у меня в мастерской. Однажды она поехала в Москву, куда ее пригласили друзья, те, кого она так же, как и Саламова, спасла на поле боя. Кто-то из них стал известными писателем, кто-то композитором. Они создали о ней песню "Фронтовая сестра". Один диск с этой песней Вера Александровна мне тоже подарила. Благодарю судьбу за то, что я был близко знаком с этой чудесной женщиной.
В последние годы жизни В. А. Ревазова работала в поликлинике №1 г. Владикавказа. Написанный мной портрет находится в хранилище музея им. Туганова, зачехленный. Считаю, было бы лучше, если бы в соответствии с существующими нормами он был передан поликлинике №1. Думаю, в ней ему нашлось бы достойное место.
…В дни празднования Дня защитника Отечества и Международного женского дня ярко вспомнилось знакомство с этой замечательной героической женщиной и не сказать о ней слова благодарности я не мог. Таких, как она, надо помнить, брать с них пример! Тем самым они будут рядом с нами. Наш долг воздавать должное нашим дорогим женщинам-ветеранам, которые отдали свою молодость ради нашего будущего.