Именно такое серьезное отношение к развитию дорожной отрасли и инфраструктуры в последние пять лет наблюдается в Северной Осетии.
С приходом к власти Главы РСО–А Вячеслава Зелимхановича Битарова была проведена своеобразная ревизия того, что и как делается в экономике. Были определены "болевые точки" отраслей, в том числе дорожной, намечены пути выхода из сложившейся кризисной ситуации и перспективы ее развития.
По указанию главы республики Комитету дорожного хозяйства предстояло в короткий срок провести консолидацию сил дорожных строительных организаций для решения любых, даже самых сложных задач. В итоге была проведена работа, которая позволила обеспечить развитие отрасли, подтолкнула дорожно-строительные организации к модернизации техники и использованию современных технологий при проведении дорожных работ.
После соответствующих обращений главы республики в Министерство транспорта России и Росавтодор и получения гарантий обеспечения финансирования со стороны этих ведомств, Комитетом дорожного хозяйства была разработана программа развития дорожной сети Республики Северная Осетия-Алания.
В различные федеральные программы было включено строительство новых объектов, реконструкция, капремонт и ремонт объектов, прослуживших республике долгие десятилетия, но на сегодня не соответствующих современным стандартам.
Значительно увеличились объемы работ на дорогах республики в 2019 году, когда началась реализация Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и разработанного на его основе Регионального проекта "Дорожная сеть", рассчитанных на период с 2019 г. по 2024 г. включительно. За эти годы доля дорог Владикавказской агломерации в нормативном состоянии должна быть доведена до 85%, а доля региональных дорог – до 53,1 %.
За годы осуществления проекта – к 2024 году – как минимум вдвое должно сократиться количество мест концентрации ДТП. Более безопасным станет движение по дорогам и за счет снижения количества участков, работающих в режиме перегрузки.
В ходе осуществления проекта "Безопасность дорожного движения" будут обустроены и приведены в соответствие с нормативами пешеходные переходы, в первую очередь, вблизи образовательных учреждений, освещение участков дорог, установка светофорных объектов. Проект направлен на снижение количества погибших на дорогах в 3,5 раза. В нашей республике это означает, что число погибших на дорогах и улицах не должно превышать 4 человека на 100 тысяч населения.
К концу 2024 г. на дорогах республики и города более чем в два раза увеличится количество автоматических камер фото-видеофиксации нарушений ПДД.
В 2022 – 2024 г.г. предусмотрено устройство на основных региональных трассах двух пунктов весового контроля (ПВК), которые позволят проконтролировать загрузку большегрузных машин.
В 2019 году благодаря личному обращению главы республики Вячеслава Битарова к Президенту России Владимиру Путину и его распоряжению за счет средств Регионального проекта "Коммуникации между центрами экономического роста" были начаты работы по строительству дороги "Кавказ" – Хурикау – Малгобек – Моздок. Реконструкция дороги, о которой долгие годы мечтали жители республики, завершена в конце 2020 г.
Важность и значимость дороги для развития экономики самого отдаленного района и республики можно сравнить, наверное, только со строительством Рокского тоннеля и Транскавказской автомагистрали для укрепления связей между Северной и Южной Осетией.
Дорога, которая полностью проходит по территории Северной Осетии, напрямую связала Владикавказ с Моздоком. Моздокский район теперь прочнее интегрирован в единую дорожную сеть и производственно-экономическую структуру республики. Значительно улучшилась транспортная связь между столицей и одним из крупнейших райцентров.
В 2019 году всего за 8 месяцев за счет средств федерального бюджета была проведена реконструкция мостового перехода через р. Урух на 78-м километре автодороги Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2. В эксплуатацию был сдан новый мост длиной 113 п.м. с дорожными подъездами к нему около 1,5 километров. Этот важный не только для жителей Ирафского района, но и для развития дорожной сети республики мостовой переход, заменил мост, построенный еще в 50-е годы прошлого века и по своим параметрам больше не соответствовший требованиям современных стандартов к мостовым сооружениям.
Значительные финансовые средства из Федерального бюджета дают дорожникам возможность уверенно планировать деятельность отрасли на годы вперед. Стабильная и рассчитанная на перспективу работа дорожной отрасли, высокие требования, предъявляемые к дорожникам в части повышения качества дорог, дали толчок к развитию в республике отрасли, производящей дорожно-строительные материалы. За прошедшие годы обновился парк дорожной техники, построены современные заводы по производству асфальтобетона и других дорожных стройматериалов. При строительстве и содержании дорог применяются передовые технологии. Все это влияет на улучшение качества дорог в республике, делает их комфортными и надежными.
Доля автодорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, увеличилась на 1,4%.
В целом, на развитие дорожного хозяйства РСО–А в 2016–2020 г.г. направлено бюджетных ассигнований из бюджетов разных уровней 12076,0 млн рублей, из них 4716,6 млн рублей – средства федерального бюджета, в том числе по годам:
За прошедшие годы – с 2016 по 2020 годы – на дорогах регионального и межмуниципального значения выполнены следующие объемы работ:
В настоящее время Осетия входит в пятерку регионов Российской Федерации, в которых до каждого населенного пункта можно доехать по дороге с твердым покрытием. Многие объекты ремонта региональных и местных дорог включаются в программы работ после встреч Главы республики с жителями районов.
По заданию руководителя республики Комитетом разработана программа поэтапного преобразования региональных дорог и искусственных сооружений на них. При этом программа развития дорог каждого района учитывает не только их современное техническое состояние, но и перспективы его развития вклада в экономику республики в целом.
Глава республики уделяет приоритетное внимание самому отдаленному от столицы Моздокскому району. Здесь активно совершенствуется дорожная сеть, ежегодно выделяются дополнительные значительные средства на развитие сети дорог, которые не приводились в порядок долгие годы, что поможет глубже интегрировать район в экономику республики.
Разрабатываются проекты строительства двух новых мостов через р.Терек, которые заменят мосты, построенные почти 70 лет назад.
Большая программа ремонта по указанию В. Битарова разработана и для Алагирского района. При этом многие объекты, включенные в программы работ, были определены в ходе его встреч с жителями поселений.
Одна из Государственных программ, осуществляемых по инициативе главы республики – "Развитие туристско-рекреационного комплекса республики".
Туристический потенциал Осетии давно и хорошо известен. Северный Кавказ с его неповторимой и необычной природой с величественной красотой снежных вершин и таинственностью горных ущелий в советские времена привлекал в республику за сезон до миллиона туристов.
По идее Вячеслава Зелимхановича в ближайшие годы республике предстоит развивать туристический и рекреационный кластеры, что даст толчок к возрождению этой отрасли экономики, которая сможет приносить в бюджет прибыли не меньше, чем завод "Электроцинк", который при этом оказывал негативное воздействие на экологию города и республики.
Но для того, чтобы у туристов со всех концов страны возникло желание приехать в Северную Осетию и познакомиться с ее историей, с традициями, обычаями, жизнью и бытом народов Осетии и Кавказа, необходимо создать все условия для их комфортабельного пребывания в республике и удобного передвижения по туристическим маршрутам.
Сегодня переехать из одного горного ущелья в другое можно только спустившись на равнину. Предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, организовать туристические маршруты, по которым можно будет последовательно проехать из одного горного ущелья в другое: из Дигорского в Алагирское до федеральной трассы ТРАНСКАМ.
Алагирское ущелье – наша историческая и культурная ценность: это Родина великого Коста, это и Мамисон, который будет развиваться, и горнолыжные трассы Цея – места притяжения большого потока туристов.
Из Алагирского ущелья по горным дорогам, по мере их реконструкции, можно будет проехать в Куртатинское – с его наскальной крепостью в сел.Харисджин, с системой сигнальных башен – и далее в Даргавское ущелье, со знаменитым Городком мертвых.
Горы спасли и сохранили осетин-алан как народ. И именно в горах – основные исторические памятники, свидетельствующие о самобытности культуры народа, об особенностях жизни горцев, об их мужестве и отваге, о которых рассказывают легенды и Нартский эпос.
При личном участии главы республики – его обращении к Президенту России, переговоров с руководством Минтранса, Ростуризма и Росавтодора был "реанимирован" проект строительства горно-рекреационного кластера "Мамисон".
Уже в 2020 г. из федерального бюджета были выделены средства в объеме 200,0 млн.рублей и начаты работы по реконструкции пятисотметрового тоннеля на начальном участке дороги к Мамисону.
Тоннельщикам предстоит провести перепроходку тоннеля и довести его до параметров транспортного на дорогах общего пользования. Здесь будет устроена вентиляция, освещение, системы безопасности при возникновении ЧС… Учитывая, что по тоннелю на горнолыжные трассы Мамисона поедут тысячи туристов, в том числе иностранных, Вячеслав Зелимханович поручил "провести обустройство Мамисонского тоннеля на уровне недавно построенного Рокского перевального тоннеля".
Реконструкция тоннеля по плану должна быть завершена за 21 месяц.
В рамках программы развития дорог Горной Дигории в предыдущие годы был отремонтирован и введен в эксплуатацию 32-х километровый участок дороги Чикола – Мацута – Комы-Арт, на участке до с.Мацута. В этом году начаты работы по ремонту еще одного участка этой дороги – от Мацуты до Комы-Арта, длиной 21 км.
Еще одно направление развития республики, которое инициировал глава республики – "Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Комплексное развитие сельских территории" сельскохозяйственного и туристического назначения. В рамках реализации этой программы дорожникам предстоит провести ремонт сети дорог в Кармадонское ущелье, в Даргавс, в Цей, в Фиагдон …
К 1100-летию Крещения Осетии проводятся работы по ремонту дороги в Куртатинском ущелье и реконструкции моста перед Аланским Свято-Успенским мужским монастырем.
При тех темпах работ, которые задал дорожникам В. Битаров, вся сеть автомобильных дорог региона может быть отремонтирована уже в ближайшие несколько лет …
Впереди у дорожников республики еще очень много работ, но, как гласит русская пословица: "Глаза боятся – руки делают".