Вячеслав Гулуев, создатель большого количества игровых и документальных фильмов, родился в селении Чиколе в 1941 году. С детства проявлял любовь к фотографии. Отец его был военным. Когда Вячеслав Моратович был еще младенцем, семья переехала в Полтаву, но вскоре началась Великая Отечественная война, и его с мамой отправили обратно в Осетию. Отца, ушедшего на фронт, будущий оператор больше не видел – он погиб под Курском.
В преддверии юбилейной даты мы поговорили с Вячеславом Моратовичем о его учебе во ВГИКе, операторском искусстве и работе над фильмами.
– Расскажите о том, как все начиналось. Как вы пришли в киноискусство?
– Все началось еще со школьной скамьи в моей родной Чиколе. Мама купила мне фотоаппарат и я на досуге стал заниматься фотографией. Снимал тогда в основном родственников и кинематографом в это же время увлекся. Почти каждый день ходил в наш сельский кинотеатр, смотрел по нескольку раз одни и те же фильмы и, будучи учеником 10-го класса, решил поступать во ВГИК на актерский факультет.
Помню, как для подготовки к вступительным экзаменам ходил на занятия к учительнице русского языка из Среднего Уруха. Но вступительные экзамены провалил и вернулся обратно в Осетию. Я понял, что если буду пробовать поступать еще, все равно из этого ничего не выйдет, так как особых актерских способностей у меня обнаружено не было.
В итоге решил поступить в тот же самый ВГИК, но уже на операторский факультет. В то время я работал помощником оператора на Северо-Кавказской студии кинохроники во Владикавказе. Поступить с первой попытки не удалось, не хватило баллов. Вернулся и продолжил работу на студии, а спустя три года снова сдавал вступительные экзамены во ВГИК, и удача мне улыбнулась – я стал студентом.
Так как долгое время увлекался фотографией, мне всегда нравилось смотреть на мир через объектив кинокамеры. Очень любил снимать пейзажи, портреты, различные зарисовки из жизни. Да и моя любовь к кино тоже сыграла свою роль и меня затянуло в профессию оператора.
Учился я у известного советского оператора Бориса Волчека, отца Галины Волчек. Он, конечно, был мастером своего дела, и учиться у него было настоящим подарком судьбы. Помню, как мы с ребятами пробирались на "Мосфильм" через забор. Нам было очень интересно попасть туда и увидеть всю "кухню" создания фильмов.
– А после окончания ВГИКа вы продолжили работу на родной студии кинохроники…
– Знаете, на студии кинохроники работали документалисты со всего Северного Кавказа. У нее богатая история. За время ее существования выпущено свыше 500 документальных, учебных, научно-популярных фильмов. А еще мы выпускали киножурнал "Северный Кавказ", который показывали во всех кинотеатрах Советского Союза перед началом сеанса.
Помимо Осетии съемки проводились в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии и на Ставрополье. Мне было очень интересно ездить по республикам. Много снимали о спорте, сельском хозяйстве, об интересных людях. Замечательное, конечно, было время.
– Вячеслав Моратович, вы – председатель союза кинематографистов республики...
– Да, являюсь председателем союза с 1984 года. Если честно, и не думал, что когда-то возглавлю Союз кинематографистов Осетии. После окончания ВГИКа я собирался уехать работать в Одессу. Во время учебы проходил практику у известного режиссера и кинооператора Алексея Чардынина на Одесской студии. Но поскольку во ВГИК поступил по направлению, то директор студии кинохроники во Владикавказе попросил меня с моим товарищем, вместе с которым я был направлен, вернуться на родину и продолжить работу здесь.
– Есть ли у вас любимый фильм среди тех, которые вы снимали?
– Да, из недавних могу выделить "Тэли и Толи". В нем я являюсь сопродюсером. Фильм представлен в лирико-комедийном жанре. Действие происходит в двух селах – осетинском Толи и грузинском Тэли. Сюжет повествует о дружбе жителей этих сел – простых людей, которым не под силу изменить политические течения, но они находят общий язык и живут в мире.
– Вы – руководитель кинокомпании...
– Да, кинокомпания называется "Эдельвейс". Мы производим документальные фильмы. Тематика картин утверждается Министерством культуры РФ. На счету "Эдельвейса" такие фильмы, как "Счастливая звезда генерала", "Виталий Калоев. Барабаны судьбы", "Двойной портрет". В прошлом году состоялась премьера картины "Отец Илий. Кавказский рубеж". Скоро планируется премьера фильма о юном патриоте Артемии Мирикове.
– Чем сейчас живет Дом кино?
– Было время, когда его посещали большое число людей. В нашем зале показывали и отечественные, и зарубежные фильмы. С появлением кинотеатров интерес к Дому кино стал угасать. Кинозал хотя и оборудован всем необходимым, но, к сожалению, ему далеко до современных кинотеатров. Сейчас мы хотим возродить киноклуб. Работаем со школами и другими учебными заведениями. Готовим для них специальные программы фильмов. Перед просмотром известные деятели кино рассказывают им об актерах и режиссерах, о том, как создавался тот или иной фильм. Кинопоказы проводятся и во время каникул.
В Доме кино традиционно проходят премьеры кинокартин осетинских режиссеров. Правда, сейчас художественные фильмы в Осетии снимают редко, поэтому из новинок у нас в основном документальные.
Наша основная задача – проводить работу в селах и районах республики, пропагандируя лучшие образцы отечественного кинематографа.