[B]Современное оборудование, всевозможные гаджеты и интерактивные приспособления помогают в работе педагога, но не делают из него учителя будущего. Учитель будущее – это совсем про другое, так же, как и одноименный конкурс разительно отличается от привычных нам профессиональных соревнований. И финал первого сезона, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге – лишнее тому доказательство.[/B]
Меняться вслед за реалиями нашего мира и при этом уметь сохранить себя – педагоги, которые хотят быт интересными нынешним ученикам просто не имеют права быть иными. Нужно без сожалений или восторгов принять бесспорный факт, что статус учителя как сакрального хранителя знаний утерян, и сегодня на него, помимо всего прочего, возложена не менее важная и ответственная функция – быть проводником в этом мире, насыщенном всевозможной информацией. Научить учиться – это сверхзадача, но именно истинным педагогам она под силу. Называйте это как хотите – отделять зерна от плевел, выступать навигатором в системе, - но при необходимой сохранности субординации учитель будущего выступает неким партнером своего ученика в процессе познания. И эта командная работа – новая форма взаимодействия "учитель-ученик", которую нужно освоить для достижения максимального эффекта в образовании.
Конкурс "Учитель будущего", который является одним из флагманских проектов президентской платформы "Россия – страна возможностей", не ставит цели выявить абсолютного чемпиона в учительской среде. Он как раз направлен на внедрение и реализацию модели командной работы, без которой современная школа не может называться современной даже при внешних признаках таковой. И чем быстрее педагогические коллективы усвоят этот принцип, тем скорее учителя из настоящего смогут соответствовать статусу учителя будущего.
"Команда внутри школы – это один из ключевых вопросов, который сейчас должен стоять перед администрацией школ. Не важно, какой стаж – это может быть и тридцать лет, но при этом это просто коллектив сотрудников, но не команда единомышленников, - отметил руководитель проекта "Учитель будущего" Андрей Богданцев. – Самыми интересными для нас стали команды, где представлено три поколения педагогов. Свой высокий уровень показали и сельские школы: необязательно жить в городе-миллионнике для того, чтобы реализоваться и создать условия для развития детей. Учитель будущего – не тот, кто пользуется технологиями и интернетом, а тот, кто умеет соединить лучшие традиции отечественной школы, которые формировались десятилетиями, с теми новациями, которые появляются".
Он подчеркнул, что сейчас делается упор на личностно-ориентированное образование, когда каждый ребенок становится главным субъектом воспитательного процесса, становится равным участником: "Если мы раньше говорили о педагогическом воздействии, то сейчас говорим о взаимодействии, причем как с детьми, так и с родителями".
Это, в свою очередь, делает акцент на воспитательной функции образования, роль которой сейчас особенно возросла. Особый приоритет отводится ей и на конкурсе: одно из трех финальных испытаний направлено на импровизированное проектирование мероприятия, которое должно быть не образовательным, а воспитательным. Об этом рассказал заместитель генерального директора АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Агафонов: "Даже в федеральном законодательстве педагог-преподаватель – это воспитательная работа, а после уже просветительская".
Обмен опытом и практиками, как образовательными, так и воспитательными – неоспоримый бонус конкурса, который получат все его финалисты, вне зависимости от итогового результата. Однако в любом соревновании должен быть победитель. В "Учителе будущего" их будет 30. "Из почти 40 тысяч участников в финале 99 команд – 296 учителей из 44 регионов России. Мы не выделяем супер победителя, будут названы тридцать команд, равных в лидерстве, - объяснил Алексей Агафонов. – Главным призом для них станет образовательная программа в мастерской управления "Сенеж", которая является образовательным центром президентской платформы "Россия – страна возможностей". В подготовке программы будут задействованы ведущие эксперты страны, которые помогут проектировать лучшие образовательные практики для внедрения в лучшие образовательные учреждения этих команд".
Любая, даже маленькая победа одного педагога сегодня – уже завтра превращается в большую победу его учеников. А если побеждает целая команда учителей, то не нужно ждать будущего – все начинает меняться к лучшему уже в настоящем.