[B]Во Владикавказе прошло первое в этом году заседание Совета при Главе РСО–А по развитию гражданского общества и правам человека. Речь, в частности, шла о проблеме взимания с жителей республики долгов и необоснованного списания сумм с их банковских карт. [/B]
Открывая заседание, председатель Совета – Уполномоченный по правам человека в РСО–А Тамерлан Цгоев определил цели и задачи, стоящие перед структурой, уточнив, что одним из элементов в системе гарантий прав и свобод граждан является именно наличие в субъекте Федерации Совета по правам человека. Он отметил, что на заседания предполагается выносить наиболее острые и резонансные социально значимые вопросы и проблемы, как итог – предлагая ответственным структурам варианты их решения. А учитывая широкий состав совета, куда вошли общественники, представители бизнеса, СМИ, органов власти различного уровня и правоохранительных структур, работа предстоит экспертная.
И первый вопрос, вынесенный на обсуждение, – проблемы в сфере платежей за электроэнергию и газоснабжение и об оптимальных путях их решения. О них рассказал зампредседателя совета – руководитель ЦУР Северной Осетии Сергей Мильдзихов. По его словам, в центр управления регионом все чаще стали поступать жалобы о необоснованных начислениях и удержаниях как с пенсионных карт, так и с ряда социальных платежей граждан республики. С людей списываются суммы – за услуги ЖКХ, энергопоставляющих компаний, причем зачастую без предшествующего процедуре, в частности, уведомления о предстоящем списании и в целом о наличии такого долга.
"В массовом порядке сегодня рассылаются т.н. письма счастья о том, что у них образовалась задолженность за потребление каких-либо услуг, – говорит Сергей Мильдзихов. – Проблема в том, что до людей эти письма зачастую не доходят и они по факту оказываются даже не в курсе того, что в отношении них вынесено то или иное судебное решение, на основании которого возбуждено исполнительное производство и списана с карты сумма. Как результат – люди, не получив своевременно такую информацию, не имеют возможности пойти и обжаловать судебное решение. Причем зачастую списания происходят с карт социально незащищенных – пенсионеров, малообеспеченных, которые не в состоянии отстоять свои права".
Кроме того, немало и вопросов, касающихся смены юридического лица, когда меняется юридический статус организации, но люди по привычке продолжают платить по старым реквизитам. Де-факто они получаются законопослушными плательщиками, ведь исправно перечисляют суммы за услуги. Де-юре же новая компания деньги не получает, и выходит, что люди становятся должниками, и это вынуждает их платить повторно за одно и то же. Замкнутый круг? Не иначе. Разорвать его, по мнению руководителя ЦУР, можно – либо качественным информированием населения, либо оказанием юридической помощи. Ведь только по Ардонскому району, по данным чиновника, подобных жалоб насчитывается более 2 тысяч. "Можете себе представить, какое число людей получают списание со своих карт, не зная, за что с них удержаны эти суммы?!" – вопрошает Мильдзихов, призывая членов совета тщательно разобраться в проблеме и найти пути решения.
Но проблема не только в энергопоставляющих компаниях. Касается она и начислений, в частности, за капремонт – когда люди не понимают, каким образом сумма за него в разы может превышать платежи за собственную квартиру.
Как и куда приходят уведомления, или "письма счастья", и приходят ли они вообще – отдельная тема. Их порой отправляют по адресам, по которым давно не живут, либо прийти такая бумага может уже после факта списания, тем самым лишив человека возможности опротестовать решение суда, с которым он не согласен. Вот и получается: при населении в чуть более 700 тысяч человек в республике в прошлом году на исполнении в службе судебных приставов находились 810 тысяч исполнительных документов.