Лариса
Она строга, требовательна, креативна и талантлива. И в то же время – добрая и моментально влюбляющая в себя всех вокруг. Харизма, профессионализм и деловая хватка начальника отдела народного творчества РДНТ Ларисы Битаровой просто не могут оставить равнодушным. По-другому никак, когда на плечах ответственность нешуточная – она курирует народное творчество всего региона. При всем этом связывать свою работу с культурой в юности Лариса Битарова не планировала. В колледж искусств поступила, чтобы не потерять год после неудачной попытки поступления на экономический факультет. За плечами на тот момент были годы обучения в музыкальной школе. Учеба на отделении народных инструментов колледжа затянула, и больше поступать на экономический Лариса уже не стала. Чтобы состояться в профессии дальше, получила высшее образование в Краснодарском институте культуры, окончив отделение театральной режиссуры. По окончании – работа в РДНТ, это единственное и самое любимое место работы.
– Давно это было, но как сейчас помню зональный смотр агитбригад в Элисте, где режиссировала выступление нашей команды, мы тогда заняли первое место. Далее был всесоюзный смотр – мы вновь оказались лучшими. Помню, каждый член жюри тогда особенно восторженно высказывался об Осетии и о наших выступлениях, – делится Лариса Сергеевна.
– Своим главным проектом, который я придумала, создала и раскрутила до международного уровня, считаю фестиваль "Ирон баганы", продолжает она. – Помню, сидела на работе и читала журнал "Праздник". Читаю – в Костроме провели праздник костромской коровы, где-то еще – праздник ложки. А чем же мы хуже?! Тогда я начала думать и придумала этот самый фестиваль пива.
Путь становления фестиваля был долгим и тернистым. Необходимо было найти спонсоров. На помощь пришел тогда еще руководитель Пивоваренного дома "Бавария" Вячеслав
Битаров. Первый фестиваль провели во Дворце металлургов. Затем стали проводить и в регионах России, и за рубежом. Осетинское пиво за это время попробовали во Франции, в Бельгии. В Турции фестиваль проходит ежегодно. В Стамбул съезжаются со всей страны, здесь организовывают богатейшую выставку осетинской кухни и национального пива.
– Сам праздник проходит красочно и разнообразно. Мы выезжаем с выставками, концертными программами. Когда посол России в Турции открывает мероприятие – это очень серьезный уровень, – с гордостью говорит Лариса.
Знаковые проекты Дома народного творчества – это и международный фестиваль народного танца "Зори Алании", и международный музыкальный фестиваль "Ирон фандыр", и оркестры, ансамбли гармонистов, "сольники", которые играют на национальных осетинских инструментах. Красочный и зрелищный фестиваль с интересной режиссурой и театрализованным прологом. Республиканские фестивали "Ирон кафт" и "Ирон зараг" также проходят на высоком профессиональном уровне.
– Это ни в коем случае не моя личная заслуга. Это все – мой отдел. Наши жанровые специалисты – высококлассные профессионалы, горжусь, что работаю вместе с ними. До мозга костей люблю наши национальные традиции, считаю, что каждый по мере возможностей должен делать по максимуму для их сохранения для будущих поколений, – признается Лариса.
Татьяна
Она всегда тщательно подбирает слова, а потом еще раз убеждается, правильно ли ее поняли. Интеллигент во всем, к чему прикасается. Может быть, это влияние Дмитрия Лихачева, которым зачитывалась с самой молодости. Татьяна Алексеевна Остаева – чуткая женщина, как будто стесняющаяся своего таланта.
С десятилетнего возраста училась на отделении хореографии в училище искусств. Была солисткой балета Государственного музыкального театра. Затем – учеба в СОГУ и начало работы в художественном музее. Сначала – экскурсоводом, дальше – старшим научным сотрудником. Но на достигнутом Татьяна останавливаться не собиралась. Учеба в петербургской Академии художеств и диплом искусствоведа. По специальности работа в нескольких местах, десятки авторских программ на телевидении, преподавательская деятельность, организация выставок. Но всегда параллельно – работа в Доме народного творчества. Сейчас это уже постоянная работа заведующей отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выставки и семинары, лекции и встречи с художниками в Доме народного творчества – все это на хрупких плечах Татьяны Остаевой. И каждый раз – на самом высоком уровне.
Может быть, мир потерял выдающуюся вокалистку и балерину, ведь это та самая Агунда из балета Д. Хаханова "Ацамаз и Агунда", а она – аншлаги и горы цветов. Но зато мы приобрели прекрасного искусствоведа, который внес неоценимый вклад в развитие профессионального и народного творчества.
Луиза
Луиза Владимировна Кабулова, или Ляля, как с любовью обращаются к ней коллеги, окончила Краснодарский государственный институт культуры. Вернувшись в Осетию, сразу начала работать заведующей методическим кабинетом культурно-просветительской работы.
"Зараджы баззад са ном" – это первое мероприятие о героях войны, организованное Луизой на родном языке. Впоследствии оно стало традиционным, а на республиканском телевидении появилась рубрика с таким названием. Однако она тяготела к работе по специальности и перешла в Дом народного творчества методистом по хоровому жанру, где оказывала постоянную практическую и методическую помощь самодеятельным хоровым коллективам. Луиза организовывала и проводила республиканские и межрегиональные праздники и фестивали: "Горская песня", "Ирон зараг", "Песнь о героях" и многие другие. Эти фестивали включали мастер-классы, творческие лаборатории, "концерты дружбы", в которых принимали участие коллективы из всех республик Северного Кавказа. Это было теснейшее взаимодействие разных культур, ведь в гости приезжали и Южная Осетия, и Абхазия, и Ростовская область.
– Подобные праздники были уникальны: когда на открытии легенда нашего кино, тогдашний министр культуры Бимболат Ватаев запевал песню о святом Георгии, а хор из 70 человек ему подпевал, у всех перехватывало дыхание! В песенных фестивалях принимали участие и наши звездные земляки – Федор Суанов, Анатолий Дзиваев, Ким Суанов... Это были величественные, эмоционально насыщенные события, которые пропагандировали народные героические песни, лучшие образцы вокального фольклора, – рассказывает Луиза.
В 1986 году вышел сборник "Сто героических песен", один из соавторов которого – Луиза Кабулова. Этот сборник является большим вкладом в сокровищницу нашей культуры.
Есть и проекты, автором которых она является. Например, по аналогии со всероссийским конкурсом "Душа России" был создан республиканский смотр-конкурс "Иры фарн". Впоследствии он вырос в масштабный многожанровый смотр самодеятельного художественного творчества республики, проходящий ежегодно.
Азау
Если вам вдруг срочно понадобится узнать подробности о какой-то национальной традиции, о том, что символизирует тот или иной орнамент, обращайтесь с вопросом к Азау Хаджумаровне Абаевой. Она – истинный хранитель осетинских обычаев и традиций.
– Фольклор – это очень интересно, потому что он заложен в основе абсолютно всего. Вот возьмите оперу – в основе фольклор, джаз – снова фольклор, и так везде. Народная традиция формирует культуру в дальнейшем. Даже если бы я не занималась этим профессионально, моим увлечением фольклор стал бы обязательно, – делится Азау.
В РДНТ она отвечает за направление "нематериальное культурное наследие". Работа эта на самом деле уникальна, приходится по крупицам собирать в единую копилку знания об обычаях, традициях и навыках. Это колоссальный труд, предполагающий создание электронной базы данных, которая позволяет каждому желающему без дополнительных усилий при помощи одного клика узнавать все, что его интересует.
Вся трудовая биография Азау Абаевой связана с изучением осетинских и казачьих фольклорных коллективов. Она – автор идеи и первый организатор конкурса "Шатана". Он был задуман для популяризации эпоса, национальной кухни и рукоделия, получил широкое распространение по всей республике. Азау – автор сценария фольклорных праздников в селении Нар, по ее инициативе проводились культовые календарные праздники, методических рекомендаций "Джеоргуыба", "Ногбон", "Древо жизни", "Культ огня-очага в осетинской и русской традиции"… Этот список можно продолжать бесконечно, как и рассказ о заслугах Азау Абаевой перед осетинской культурой.