– Расскажите о наиболее распространенных уловках мошенников, которые они используют, чтобы завладеть сбережениями доверчивых граждан.
– Все действия мошенников направлены на получение доступа
к персональным данным клиента, реквизитам и секретным данным банковской карты, чтобы впоследствии списать с нее средства. Стандартная схема может включать и звонки с так называемых подменных номеров, которые у адресата высвечиваются как официальные номера банка.
Мошенники по-прежнему активно используют приемы социальной инженерии. Во время разговора они обращаются к собеседнику по имени и отчеству, могут назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения они, как правило, получают из открытых источников, например, из социальных сетей, и с помощью фишинга – такого вида интернет-мошенничества, когда, используя спам, сайты-двойники, почтовые и мгновенные сообщения, у пользователей выманивают конфиденциальную информацию.
К тому же преступники психологически воздействуют на человека: говорят быстро и уверенно, используют финансовые термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу колл-центра. Все это помогает вызвать доверие у собеседника и добиться потери его бдительности.
Например, говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму, и, чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код, цифры с оборотной стороны или одноразовый пароль из СМС. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему говорят, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.
Аферисты запугивают и торопят клиента, давят эмоционально и уверяют, что случится что-то непоправимое, поэтому люди часто теряются и сообщают свои персональные данные и данные банковских карт. Если мошенникам удается узнать нужную информацию, они получают доступ к счету и опустошают его. Иногда им даже удается убедить человека перевести свои деньги на якобы безопасный счет, который им называют мошенники.
– Как мы знаем, мошеннические схемы постоянно меняются. Появились какие-то новые способы обмана?
– Сейчас используются схемы, когда злоумышленники без ведома владельца телефона меняют сим-карту. После этого мошенники получают доступ к онлайн-банкингу, перехватывают сообщения и списывают средства со счетов законных владельцев денег. Люди же при этом не сразу понимают, что произошло, потому что к ним не приходят смс о списании средств со счета.
Для пресечения таких схем в Госдуму направлен законопроект о взаимодействии между банками и сотовыми операторами по обмену данным о сим-картах. Его суть в том, что оператор связи будет обязан предоставить в банк информацию о замене сим-карты. И эту информацию получат сразу все кредитные организации, в которых обслуживается клиент. Так банк сможет отследить, что номер принадлежит законному владельцу, а не злоумышленнику.
И хочу предупредить еще об одном сценарии. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают гражданину, что против него якобы возбуждено уголовное дело по заявлению Центрального банка. Напомню, что сотрудник полиции звонить не будет, а пришлет повестку. А Центральный банк не обращается с заявлениями в правоохранительные органы по операциям без согласия клиента, это не в его компетенции, тем более в отношении лиц, которые обслуживаются в кредитных организациях. Как и все новые схемы, эта появилась, потому что предыдущие уже известны, широко растиражированы и перестали давать прежний эффект.
– Есть ли простые правила финансовой безопасности, следуя которым, можно защититься от кибермошенников?
– Во-первых, если вам позвонили и представились сотрудников банка, уточните данные и должность собеседника, завершите разговор и наберите в ручном режиме официальный номер банка, указанный на обороте карты или на сайте. Ни в коем случае не перезванивайте на номер из списка входящих звонков и не отправляйте сообщения на незнакомые номера, не переходите по подозрительным ссылкам.
И всегда помните: ни при каких обстоятельствах нельзя никому сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: трехзначный код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Спрашивать по телефону персональную информацию о вашей карте сотрудники банка не имеют права. Исключение составляет только кодовое слово, и то в том случае, если вы сами позвонили в банк.
Если дело касается акций, предложений, информации о разного рода выплатах в Интернете, не стоит переходить по ссылкам из писем незнакомых отправителей. Также рекомендую установить на все свои гаджеты антивирус и регулярно обновлять его. При запросе перевести пожертвование на счет какой-либо известной организации, лучше зайти на ее официальный сайт и убедиться, что она действительно проводит сбор денег. На сайте должны быть указаны реквизиты организации или ссылки на страницы, где деньги можно перевести безопасным способом.
Кроме того, рекомендую внимательно относиться к той информации, которую вы обнародуете в интернете, будь то социальные сети, интернет-магазины и так далее.
Зачастую людям не хватает финансовой грамотности. Поэтому Банк России большое внимание уделяет этому направлению. К примеру, мы регулярно проводим дистанционные уроки финансовой грамотности для школьников и пенсионеров по различным темам. В январе стартовала весенняя сессия уроков, занятия продлятся до 23 апреля. В 2020 году к онлайн-урокам подключились 83 образовательные организации Северной Осетии.
Также Банк России создал сборник лекций по финансовой грамотности в формате аудиокниги. Он доступен бесплатно на сайте fincult.info. Сборник можно скачать, набрав в поисковой системе слова "аудиолекции Финансовая культура" и портале электронных книг Литрес, слушать онлайн во ВКонтакте и Яндекс.Музыка.
– Если все же случилась неприятность, и с банковской карты списали деньги, что делать и куда обращаться?
– Если вы столкнулись с мошенничеством, и со счета, к которому привязана банковская карта, списали деньги, прежде всего необходимо позвонить в банк по номеру, указанному на карте, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту. Затем обратиться в отделение банка, попросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией. Экземпляр заявления с отметкой о его приеме нужно сохранить. Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной — в течение 60 дней. Также можно оставить свою жалобу в интернет-приемной на сайте Банка России.
Помимо этого, необходимо написать заявление о совершенном преступлении в ближайшем отделении полиции.
В случае утери банковской карты лучше сразу ее заблокировать, воспользовавшись приложением соответствующего банка или позвонив на "горячую линию". Это позволит сохранить ваши средства на счете.