Один из главных соавторов режиссера в процессе создания спектакля – это художник. Он помогает вызвать в сознании зрителя образы места и времени действия. Нужно отметить, что Кубалов не только художник, но и поэт. Сегодня он отмечает свой 60-летний юбилей. Полжизни Асланбек посвятил театру. Его работы украсили более 30 спектаклей, авторские картины впечатляют своей многогранностью, а поэзия проникает в самое сердце и играет на струнах души.
О тонком художественном вкусе Аслана Кубалова работники театра (и не только) знают не понаслышке. Директор СОГАТ Чермен Дудати признается, что сразу увидел в нем родственную душу. Их объединила любовь к прекрасному.
"С Асланом лично я познакомился не так давно, когда начал работать в Осетинском театре, но с его работами был знаком и раньше.
Он зашел ко мне в кабинет и, увидев бюст Пушкина, сказал, что это его любимый поэт. Когда увидел картину Винсента ван Гога – сказал, что это его любимый художник. У нас уже тогда возникло какое-то родство. Безусловно, он очень талантливый человек. Я желаю ему сил, высокого творческого полета и чтобы он продолжал нас радовать своим творчеством!" – поделился Дудати.
В преддверии его юбилея мы побывали в атмосферной мастерской Аслана Кубалова, где за чашкой ароматного кофе он рассказал о частичке своей жизни, творческом пути и о том, что его вдохновляет.
– Расскажите о том, как вы попали в Осетинский театр…
– Во второй половине восьмидесятых из "Саби", в котором оформление двух сказочных спектаклей стали неким постановочным началом, меня пригласил в родной Осетинский театр А.И. Галаов, в ту пору его художественный руководитель. Первый блин в виде драмы А. Айларова "Куда летим?.." режиссера Марата Мерденова не стал комом. Ho счастлив я был еще и другим знаковым фактом: в то время в театре работали... нет, творили Саламов, Сланов, Бритаева, Гогичев, Мерденов, Икаев, Бекузарова, Ватаев, Бирагов, Кумаллагов. Словом, я пришел в Осетинский театр в пору столпов и колоссов искусства.
– У вас достаточно большой опыт работы в театре. Сколько лет уже служите искусству?
– Почти тридцать, если вычесть бесславный сполох лет скитаний, разбавленный эпикурейством и распилом веток дерева, на котором сидел и дул в иллюзорные медные трубы.
Этот полумрак мне осветил Дигорский театр, где я оформил несколько спектаклей, а главное – его молодой коллектив, добрый и веселый, талантливый и не хворый провинциальным "звездизмом". Позже состоялось возвращение блудного пасынка благодаря Валерию Цариеву и Руслану Гаджинову.
– Какую из своих работ считаете самой любимой?
– Комедия "Подайте вашего мужа!" по пьесе M. 3aдорнова с режиссером Г. Д. Хугаевым и блестящим дуэтом Терезы Кантемировой и Cypена Хугаева. Этот спектакль вспоминают до сих пор театральные "динозавры" и зрители моего лихого поколения.
– А почему именно она?
– Это добрый, мобильный, музыкально-аскетичный и, главное – без пошлости и нижеплинтусового формата, который сегодня лезет из всех щелей, спектакль с яркой, нарочито-эклектичной декорацией и слегка буффонадными костюмами.
– Что главное в вашем творчестве? Какое место в нем занимают вечные темы?
– Если не свербит, как самоцель, сама мысль о вечном, а, абстрагируясь, рисуешь, пишешь, лепишь (да что угодно!) с любовью – так или иначе, ее, этой малоуловимой вечности, коснешься. Очевидно и тривиально, но... "проверено, мин нет!" Сотни картин, стихов, эскизов, иллюстраций моих – это и есть вечность, беспафосно и вымученно. Попытки прикосновения к ней, сопричастия и соучастия. А генератор сих творческих поползновений – любовь. К семье, брату, племянницам, к делу, к Богу, если хотите. Звучит, как тост, но это дзен. И это – главное.
– Что вас вдохновляет?
– "Три девицы под окном": жена, которая первая видит и читает что-то новое, она же мой тактичный и гармоничный во всех смыслах цензор и редактор. Дочь – самый объективный и бесстрастный критик, советник и корректор с тонким вкусом и своей неповторимой эстетикой. И наш общий ангел – внучка, которая сама пишет и иллюстрирует свои забавные книжки, сшитые мамой и дедом, ее волшебные лепки, поделки и рисунки.
"Любое искусство пытается быть похожим на музыку" – эта аксиома А. П. Чехова объясняет божественное и древнейшее изобретение всего сущего и существующего созидания. Без музыки, классической и не очень, не создано в моем случае ничего, и бессмысленно все...
– Что вас увлекает помимо основной работы?
– Сценография, графика и поэзия – три мои гражданские "супруги". Они не ревнивы и уживчивы между собой, не требуют штампов, усадеб и золотых рун. Но первая – неверная и лицемерная, вторая – любящая и многодетная (все – от меня), третья – легкомысленная, строптивая и... ужасно готовит. А если не по-султански: семь персональных выставок, сотни иллюстраций к книгам, сказкам, учебникам, афиши и плакаты, опыты с рифмами. В прошлом году был восьмидесятипятилетний юбилей родного театра, который, увы, не был отмечен в силу понятных демонических причин. Даст Бог, отпразднуем в этом сезоне, но хочется уже сегодня поздравить всех работников нашего общего Дома с этой датой и пожелать здоровья (не только физического), премьер и движения по духовной вертикали.
Говорливые говорят, дескать, материальные мечты исполняет только лукавый. Может быть. Но нематериально мечтается о долгой в сотни и сотни лет творческой и настоящей жизни на улице К. Маркса, 77.
Вопрос "Сколько осталось жить?.." пессимист задает кукушке, а оптимист – дятлу. Хочется, чтобы на указанной улице водились сплошные дятлы. Это уже тост, без всякого мудреного дзена.