Борис КАНТЕМИРОВ, депутат Парламента РСО–А, советский актер и режиссер, мастер спорта, заслуженный тренер России по карате:
– Я считаю приоритетным направлением в данном вопросе воспитание в подрастающем поколении уважения к семье. Когда мы говорим о таких общих и широких понятиях, как патриотизм, родина и т.д., их можно трактовать по-разному. Но когда речь заходит о конкретных вопросах семейных ценностей, становится ясно, что такие понятия, как любовь, почитание старших, взаимопомощь, взаимопонимание, проецируются на всю жизнь человека. И для тех, на ком держатся духовно-нравственные идеалы общества, страны и республики, для граждански активных индивидов, основополагающей всегда является мораль традиционных семейных ценностей.
Сергей ПЛИЕВ, учитель МБОУ "Гимназия № 5":
– Для меня главное, чтобы молодежь не опускала руки, видя несоответствие тех ценностей, которые, априори школа должна им прививать, и реалий сегодняшнего дня. Главное – суметь объяснить, что есть вечное, а что есть сиюминутное, и размениваться на это или нет – это уже должен быть их собственный, осознанный выбор. Если правильно будет заложена основа духовно-нравственного воспитания, то молодые все преодолеют, всего достигнут, если нет – сломаются.
Сталбек КЕСАЕВ, председатель Ныхаса Ардонского района:
– Всем известно, что духовно-нравственное воспитание начинается в семье. Ребенок видит все и словно губка впитывает примеры отношений между старшими и младшими, между родителями. Есть пословица: "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас. Воспитывайте себя". Если вы хотите, чтобы ребенок вырос уважительным к старшим и младшим, чтобы тянулся к знаниям, умел отличать подлинные ценности от популярных и сиюминутных, будьте для него примером!
Владимир ТУАЕВ, хормейстер, заслуженный артист России:
− Молодежь у нас хорошая, талантливая, но над воспитанием нужно, конечно, постоянно работать. Подрастающее поколение необходимо воспитывать на истории, на обычаях и традициях своего народа, ведь многие из них сейчас далеки от этого. Своих студентов я обучаю музыке, хоровой деятельности, приобщаю их к искусству. Одним словом, использую эту возможность для духовно-нравственного развития.
Мурат ДЖИОЕВ, автор книги "У нас есть будущее", в прошлом руководитель Управления по работе с общественностью АМС Пригородного района:
– Думаю, сегодня работа с молодежью должна быть системной, целенаправленной. Я занимался организацией этой работы на различных руководящих должностях более 40 лет, вплоть до 2011 года. В Пригородном районе во всех 19 населенных пунктах ввел должности заместителя главы АМС по работе с молодежью – председателя совета молодежи. Каждый месяц заслушивал итоги работы по нравственному воспитанию, развитию культуры и спорта, а также планы на предстоящий месяц. Думаю, этот опыт надо возрождать, причем в масштабах всей республики.
Арсен ТЕДЕЕВ, музыкант, 21 год:
– Не знаю, нужны ли подобные манифесты. Помните, пару лет назад активно обсуждали "Кодекс аланской чести", и привело ли это к чему-то? Сомневаюсь. Если у человека есть воспитание, он и без свода правил знает, как правильно поступить в той или иной ситуации. Совесть "напоминает" об общечеловеческих нормах поведения, заложенных в каждом из нас, а не в очередных моральных кодексах и принципах духовно-нравственного воспитания. Молодежь всегда отталкивалась не от нравоучений, а от примера воспитателей и своего личного (порой неудачного) опыта.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ахурбек МАГОМЕТОВ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, президент СОГУ имени К. Л. Хетагурова:
– Трудно дать ответ на поставленный вопрос в нескольких строках. Во-первых, думается, что духовность и нравственность невозможно отделить друг от друга. Они представляют совокупность интеллектуальной природы, внутреннюю сущность человека, норму его поведения в обществе. Духовно-нравственное воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно способствует выработке в человеке стремления к своему совершенству и "поставлять свое блаженство только в том, что сообразно с его долгом" (В. Белинский).
Для того чтобы духовно-нравственное воспитание приносило здоровые плоды, необходимо утверждать гуманные нормы и принципы межличностных отношений. На каких бы ступеньках ни стояли люди, они должны уважительно относиться друг к другу. Например, мой принцип таков: видеть в каждом человека, равного себе. Чрезвычайно важно создавать климат доверия и уважения в отношениях между нациями и народностями. Это представляет собой исключительно необходимый элемент для нормальной жизнедеятельности многонационального государства, особенно для его многонациональных субъектов, каковым является и Северная Осетия–Алания. Ведь без этого немыслимо решить сложные задачи, поставленные перед страной. Только так можно объединять усилия народов на осуществление общих целей. Будет здорово, если все это станет нормой повседневной жизни.
Коль скоро заговорил о многонациональных районах, то следует отметить, что в духовно-нравственном воспитании в современных условиях могут играть важнейшую роль народные традиции и обычаи, которые вырабатывались веками и работали на облагораживание человека. Скажем, честный, добросовестный труд на благо общества, активное участие в процессах, направленных на нормализацию и обустройство всех сторон жизни, чувство локтя и братства со всеми сопредельными и другими народами страны, хлебосольство, посильная помощь нуждающемуся в ней и т. д. В работе по духовному, морально-нравственному воспитанию можно почерпнуть много примечательного из народной педагогики. В ней красной нитью проходят вопросы воспитания человека с младенчества.
Важнейшими факторами в работе по духовному и нравственному воспитанию человека являются школа, особенно высшая, литература и искусство, средства массовой информации. Мне как читателю приятно отметить, что в этом плане заслуживает слов благодарности газета "Северная Осетия", на страницах которой "горит зеленый свет" материалам на заданный мне вопрос, а также о военно-патриотическом воспитании.