Еще в канун 60-летия Победы я обратился к заслуженному фронтовику, летчику Батарбеку Налуковичу КАЛАБЕКОВУ с просьбой написать о своем боевом пути, зная, что он с 1942 года до конца войны летал на связном По-2 в 7-м механизированном корпусе и был награжден семью орденами – я их видел на его кителе, когда на нашем аэродроме ДОСААФа мы ежегодно отмечали День Победы и День воздушного флота. Через некоторое время он передал мне свою, достаточно подробную, биографию. Сегодня те бесценные записи легли в основу моего очерка об этом отважном пилоте.
Батарбек родился 23 мая 1922 г. в Дигоре. После окончания семи классов учился на рабфаке и одновременно занимался в Орджоникидзевском аэроклубе, после окончания которого был направлен в Краснодарскую военную школу пилотов. В марте 1942 г. Батарбек Калабеков был досрочно выпущен в звании сержанта и был направлен в Мурманск в 120-ю авиационную дивизию, которая охраняла город и важнейший на севере страны порт. Однако из-за нехватки в дивизии самолетов молодого летчика направили в г. Горький, где дислоцировалась отдельная авиационная эскадрилья, готовившая пилотов связных самолетов для механизированных войск – бригад и корпусов, которые комплектовались танками и мотопехотой с преобладанием последней. После
переобучения сержант Калабеков получил назначение в отдельное звено связи 7-го мехкорпуса, который проходил комплектование в Московской области. В июле 1943 г. соединение прибыло в Полтаву, а уже в августе приняло участие в боях за г. Пятихатки. Затем в составе Степного и 2-го Украинского фронтов 7-й мехкорпус успешно воевал, освобождая Кривой Рог, Кировоград, Первомайск, Новоукраинку. И во всех этих боях летчики эскадрильи связи корпуса и, в том числе, Батарбек Калабеков, работали в особом напряжении, постоянно поддерживали на своих По-2 связь с бригадами и частями корпуса, доставляя при необходимости к передовой его командный состав, приказы и распоряжения, донесения о ходе боев от частей и соединений, проводили разведку расположения войск противника в прифронтовой полосе, доставляли на передовую боеприпасы и другие срочные грузы, нередко под огнем противника с земли или при встрече с вражескими истребителями.
Вот что написано в наградном листе на младшего лейтенанта Б.Н. Калабекова, подписанном 26 октября 1944 г. врио начальника штаба 7-го мехкорпуса подполковником Эмельдешем: "Летчик Калабеков сделал свыше 600 боевых вылетов на связь. 26.8.44 г., летая в паре с летчиком Пузыня в районе окруженной кишиневской группировки, был внезапно обстрелян с земли противником. Тов. Калабеков не растерялся и в результате правильного боевого маневра благополучно вывел самолет из зоны огня. Подбитый же самолет младшего лейтенанта Пузыни вечером 26.8.44 г. младший лейтенант Калабеков привел на свой аэродром. За весь период боев тов Калабеков, летая грамотно и уверенно, проявляя мужество, в любых метеоусловиях отлично и в срок выполнял все задания командования по связи – доставлял важные боевые распоряжения и приказания командования корпуса, чем способствовал выполнению боевых задач соединения. За доблесть и мужество, презрение к опасности и отличное выполнение боевых заданий командования тов. Калабеков достоин правительственной награды – ордена "Красное Знамя".
Такими же были и последующие бои корпуса в Ясско-Кишиневской операции, при освобождении Болгарии, г. Дебрецены и при взятии Будапешта, при освобождении чехословацких городов Брно и Прага. Поздним вечером 8 мая воины корпуса узнали о капитуляции Германии. Но 9 мая младший лейтенант Калабеков получил приказ произвести разведку пригородов Праги, где немцы еще сопротивлялись. Это было последнее боевое задание, в тот день война для него закончилась. Миллионы советских людей ликовали, осознавая, что одержана Победа в самой тяжелой войне в истории нашей Родины. День, который они ждали долгих четыре года, настал.
Не менее интересными и насыщенными событиями были и послевоенные годы Батарбека Налуковича. После увольнения из рядов вооруженных сил в запас в декабре 1945 г. он продолжал летать уже в гражданской авиации пилотом Таджикского управлении ГВФ в Сталинабаде. Закончив Высшую летную школу ГВФ, стал командиром Ли-2.
В 1952 г. в судьбе летчика-фронтовика случился неожиданный поворот – он вновь был призван в ряды ВС и направлен на учебу в Высшую военную авиационную школу Дальней авиации в г. Рязань. После ее окончания, в 1953 г. был назначен командиром корабля Ту-4. В 1955 г. на Казанском авиазаводе вновь переучивался, но уже на новейший реактивный дальний бомбардировщик Ту-16. На этом, вооружавшемся все более мощным, включая ядерное, оружием самолете, Батарбек Калабеков летал целых 10 лет. В те годы Ту-16 был основой нашей Дальней авиации, состоял на вооружении 40 лет, выполнял все возлагавшиеся на него задачи, а летчики, летавшие на нем, должны были иметь самое высокое летное мастерство. За успехи в освоении реактивной техники в 1964 г. подполковник Калабеков был награжден орденом Красной Звезды. А в 1965 г. он с должности командира эскадрильи был уволен в запас. Позади были 23 года летной службы в ВВС и ГВФ, три года в огненном небе войны и служба в послевоенной Дальней авиации. От любимого всеми летчиками страны маленького По-2 до грозного реактивного ракетоносца Ту-16 – таков был профессиональный путь выпускника нашего прославленного владикавказского аэроклуба. Там и продолжил свою гражданскую службу после возвращения на родину Батарбек Налукович. Работал летчиком-методистом, а затем начальником Орджоникидзевского аэроклуба. Сотням юношей и девушек дал путевку в небо отважный летчик-фронтовик. Последние годы своей трудовой деятельности Батарбек Калабеков работал оперативным дежурным пункта управления гражданской обороны. Везде, где бы ни служил или работал ветеран, он пользовался большим авторитетом и искренним уважением своих однополчан и сослуживцев за храбрость в боях и личные качества. А Родина отметила его боевые заслуги, безупречную службу и трудовые достижения высокими наградами — орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Отечественной войны 2 степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями "За взятие Будапешта", "За освобождение Праги", "За Победу над Германией", 9-ю благодарностями Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР, Почетным знаком ДОСААФ, Почетными грамотами председателей ЦК ДОСААФ Покрышкина и Егорова и медалью Жукова.
Заслуженный ветеран ушел из жизни 5 марта 2010 г. А память о нем еще долгие и долгие годы будет храниться не только в семье, где остались трое детей, пятеро внуков и три правнука, но и в сердцах тех, кому Батарбек Налукович дал крылья и показал дорогу в небо, кто долгие годы трудился и жил рядом с ним.