[B]"Синхронизировать" программы обучения будут с потребностями экономики, урегулировать вопрос с учебниками, используемыми в колледжах, и в целом повысить качество общего образования – систему среднего профессионального образования ждут позитивные перемены.[/B]
"Система СПО постоянно развивается и дает возможность успешного старта молодежи в ее профессиональном пути. Поэтому очень важно, что по новому макету уже в этом году федеральными учебно-методическими объединениями под кураторством Института развития профессионального образования будут разработаны стандарты по 100 профессиям и специальностям СПО, – прокомментировал "Российской газете" замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко разработанный ведомством новый макет стандарта среднего профессионального образования. – Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие – переведем на уровень профобучения, то есть на "короткие" программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента. Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, – совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС). Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и "широким" – оставим один документ для целой группы профессий. Например, "Мастер по пошиву швейных изделий" будет включать ранее отдельные профессии: закройщик, портной, модистка, швея".
По словам Глушко, тенденция, когда все больше молодежи выбирают для обучения колледжи и техникумы, фиксируется не первый год, востребованность системы СПО растет: в 2020 году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников. Исходя из существующей динамики, по предположениям чиновника, в 2021 году набор увеличится еще на 50 тысяч. На сегодняшний день около 60% выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. К тому же растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на краткосрочные программы и таким образом овладевают новыми компетенциями.
Кроме того, планируется синхронизация системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов. В пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства вошли: оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.
В числе важных изменений федеральный чиновник обозначил и повышение качества общего образования: "Важно, чтобы колледж был привлекателен не только с точки зрения профессиональных компетенций и современных рабочих мест, но и с точки зрения качественного общего образования", – отметил он, сообщив о том, что в 2021 году Министерство совместно с Рособрнадзором в колледжах, техникумах и училищах впервые проведут Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Нужно отметить, что Минпросвещения намерено сократить сроки обучения по отдельным программам, но не радикально: по каким-то программам сокращение составит несколько месяцев, а по каким-то – до двух лет. Оно, по мнению замминистра, должно лишь увеличить интенсивность практического обучения: "Зачем учить специалиста 4 года, если благодаря более интенсивным и качественным программам он может быть выпущен на рынок труда гораздо раньше существующего срока?!"
Еще одним нововведением станет организация при ссузах малых предприятий, где студенты смогут зарабатывать. "Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации, а для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику, и у него сформировалась определенная финансовая грамотность", – отметил замминистра.
В этом отношении у некоторых учреждений СПО Северной Осетии уже есть позитивный опыт: во Владикавказском ордена Дружбы народов политехническом техникуме функционирует цех по изготовлению пластиковых окон, а в скором времени откроется столярный цех. Оба предприятия будут работать как на возмещение внутренних потребностей образовательной организации, так и выполнять поступающие к ним заказы.
Изменения коснутся и итоговой аттестации студентов техникумов и колледжей: "В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки – демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Ребята показывают все, чему научились. Выполняют задания, которые "пришли" из реальной жизни, от работодателей. Мы планируем, что такой практический экзамен станет обязательным для всех учреждений СПО. А сами выпускники, которые сдали экзамен, получают не только диплом, но и цифровой паспорт компетенций. Это документ, подтверждающий уровень мастерства. Сейчас мы ведем работу по закреплению правового статуса цифрового паспорта компетенций как дополнительного документа к диплому СПО".