[B]Увидеть, потрогать… а еще культурное наследие нашего народа можно услышать: сохранив традиционное звучание, но переосмыслив его в духе времени – новый проект "Рагон" заявил о себе концертом осетинской этнической музыки.[/B]
Это было камерно, душевно и очень атмосферно: в одном из залов Национального музея РСО–А собрались истинные ценители национальной музыки. С одной стороны, для исполнителей это был некий дебют, с другой – перед зрителем выступили ребята, которых многие уже знают по проектам "Къона" и "Уацамонг¸". Согласно новой концепции, которая была разработана вместе с заслуженным работником культуры республики Казбеком Лалиевым, в "Рагон" объединилось все то лучшее, что молодые музыканты успели узнать и чему научиться за предыдущие годы своей творческой деятельности. При этом сохранился главный посыл: этническое музыкальное искусство осетин не должно быть утеряно и обязано передаваться из поколения в поколение.
"У нас нет задачи исполнять старые песни и мелодии на современный лад, мы просто переосмысливаем их и предлагаем вам услышать новое прочтение", – объявил зрителям участник проекта Таймураз Берозти.
К слову, диалог музыкантов со слушателями стал одной из изюминок вечера – перед каждой композицией ребята проводили некий исторический экскурс: рассказывали о происхождении и увлекательных фактах музыкальных инструментов, на которых они играли, о тех земляках, которым были посвящены исполняемые героические песни. "Хъисын фæндыр (киссын фандыр), как и 12-струнная арфа – дыууадæстæнон ф¸ндыр, зачастую являлась инструментом сказителей. Они выполнены из натуральных материалов, поэтому весьма капризны в использовании, постоянно приходится их подстраивать, очень восприимчивы к переменам температуры и климата. Внешняя сторона хъисын фæндыр часто была выполнена из кожи животного. И сказитель, который хорошо знал свой инструмент, помогал жителям, например, во время поисков тел погибших под снежными обвалами. Он шел впереди группы, и в месте, где фæндыр менял звучание, можно было начинать копать – значит, под толщей снега находился человек. Этот музыкальный инструмент мог предсказывать и погоду".
Репертуар "Рагон" немаленький: в нем есть и застольные песни, и шуточные. Но в своем первом выступлении они решили представить больше героических песен, которые для осетин были аналогом мужского плача. Часть композиций была посвящена героям Великой Отечественной войны. В иной тональности и с другим настроением исполнялись наигрыши симда и хонг¸, которые по своему звучанию во многом отличались от современных вариаций этих мелодий.
Приятно отметить, что среди слушателей вечера оказались и гости республики, которые остались под большим впечатлением: "Я приехала в гости к родственникам из Москвы, – говорит Елена Цаллагова. – Хотя в детстве много времени провела в Осетии, эти инструменты увидела в первый раз. Очень мне понравилось! Спасибо музыкантам!" Впервые на подобном мероприятии оказались и супруги Герман и Евгения Бим: "Мы в последнее время довольно часто приезжаем в Северную Осетию, но на таком концерте еще никогда не были. Это было интересно, познавательно, очень душевно, полученных эмоций нам хватит на долгое время".
Действительно, проект "Рагон" – это один из тех культурных феноменов нашей республики, услышав которые, ты просто влюбляешься в Осетию. А для местных жителей – еще одна возможность для просвещения, приобщения к традициям и творчеству и даже для изучения осетинского языка.