[B]Бессмертные произведения Антона Павловича Чехова уже много лет не сходят с театральных подмостков. Из года в год и из века в век заложенные в них идеи находят отклик в душе зрителя. В то же время одно из известнейших произведений Чехова – повесть "Палата № 6" – не так уж часто можно увидеть на сцене.[/B]
21 и 22 мая в Северо-Осетинском государственном академическом театре состоялась премьера спектакля по этой чеховской повести. Режиссером выступил народный артист РСО–А Александр Битаров. Он отметил, что поднимаемые в "Палате № 6" темы напрямую связаны с современными общественными проблемами. В настоящее время в социуме возникает немало вопросов, на которые нужно давать ответы. Также режиссер добавил, что основная цель спектакля состояла в том, чтобы каждый человек, пришедший в качестве зрителя, задумался о насущном и стал больше проявлять сострадания к окружающим.
Для того чтобы лучше понять идею постановки, стоит обратиться к литературной составляющей произведения. Многие литературоведы считают, что Чехов в "Палате № 6" хотел показать, что сумасшедший дом находится не в стенах больницы, а за ее пределами. Читая повесть или же смотря спектакль, можно прийти к такому же мнению. Оно исходит также и от главных героев Андрея Рагина (заслуженный артист РФ Тамерлан Сабанов) и Ивана Громова (артист Сослан Гагулаев), считающих себя далекими от современного им общества.
В произведении, напомним, затронуты такие темы, как место человека в обществе, поиск жизненного пути, одиночество, ограниченность человеческого ума, борьба за справедливость… Данный список можно расширять до бесконечности, поскольку произведение настолько философское, что рассуждать о нем можно на протяжении нескольких часов и всегда находить что-то новое.
Премьера в Осетинском театре собрала полный зал. Среди зрителей было много молодежи, которая с таким же вниманием и сопереживанием, как и старшие, следила за всем происходившим на сцене. Сам спектакль был представлен не совсем в привычной манере. Действие – не только на сцене, но и в зале, который стал той самой палатой. Только вместо больничных кроватей были использованы стремянки, и каждый из актеров, сидя на верхотуре, отыгрывал свою роль. Стоит отметить также живой аккомпанемент на фортепиано. Все в совокупности − игра актеров, декорации, музыка, свет – создавало особую атмосферу. Казалось, что ты в буквальном смысле становишься участником происходящих событий.
Актеры были на высоте! Несмотря на сложности в создании образов, каждому из них удалось в точности передать характер своего героя. Благодаря мастерству актерского состава весь спектакль слезы сменялись смехом и не покидало чувство сострадания к персонажам. Он заставил задуматься о насущных проблемах, месте человека в современном мире и жизни в целом. Совершенно точно можно сказать, что данная постановка еще долго не будет отпускать, будет наводить на новые мысли, потому что затронутые автором темы не перестают быть актуальными и сегодня.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.