Однако этот, безусловно, важный период в жизни школьника не должен быть критическим рубежом: любой результат в конце этого этапа открывает свои возможности, ведь часто именно неудачи мотивируют человека на новые идеи. Как побороть свои переживания, справиться со страхами и поймать правильный "егэшный" дзен – свои рекомендации дают старшие преподаватели кафедры общественных наук Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования Людмила Айдарова и Наталья Михайлова.
ВЫПУСКНИКАМ
Итак, ты на экзамене. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
Экзаменационные материалы состоят из заданий разной сложности: всегда есть, которые ты в силах решить.
Будь внимателен, соблюдай правила поведения на экзамене, постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих – для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша и не бойся: жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Просто глупо недобрать баллы только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца: спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании: когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании, если ты не справился с ним. Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай: многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга: рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен. Потом спокойно вернись и подумай над трудными заданиями, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай: если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй: обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
РОДИТЕЛЯМ
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнять несколько советов.
Не тревожьтесь сами и внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к. никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок.
Накануне экзамена обеспечьте сыну или дочке полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена ребенок прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обратите внимание на питание школьника: исключить чипсы, газированную воду, кофеинсодержащие напитки. А вот такие продукты, как рыба, творог, орехи, мед, курага, стимулируют работу головного мозга. Непосредственно во время подготовки к экзаменам важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические напитки, т.к. нервная система на взводе). Немалый вред может нанести работающий телевизор, радио. Ребенок может слушать музыку во время подготовки, но пусть эта музыка будет без слов, инструментальная.
Не критикуйте ребенка после экзамена!
Помните: самое главное для вас – это снизить напряжение и тревожность выпускника и помочь ему организовать самого себя. Родители не могут ВМЕСТО ребенка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребенком во время его подготовки к экзамену, а потом помочь ему найти свое место в жизни.
ПЕДАГОГАМ-ОРГАНИЗАТОРАМ ЕГЭ и ОГЭ
Первое, на что следует обратить внимание организаторам, – это создание стабильной эмоциональной обстановки в аудитории, где будет проводиться экзамен. Какие факторы могут повлиять на создание атмосферы спокойной, творческой активности учащихся?
Обратите внимание на состояние самой аудитории: она должна быть чистой, ухоженной, парты должны быть хорошо освещены, температура воздуха в классе должна быть умеренной, теплой.
Умейте создать позитивный психоэмоциональный настрой участников егэ и огэ. Начало любого контакта – это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему. Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность сделать ошибку. Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, краткой похвалой. Наблюдайте за их самочувствием, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение физического состояния ребенка, связанного с переутомлением или волнением.
Мимика должна быть подвижной, чтобы отражать отношение организатора к окружающей действительности, разнообразной и динамичной. Мимическая выразительность создает зону эмоционального заражения. Учащийся реагирует на мимику педагога. Злобе, ненависти, раздражению, презрению не место на экзамене.
Где лучше находиться в аудитории? Не рекомендуется организатору стоять у открытой двери – рассеивается внимание учащихся, и у стены (особенно сзади) – выпускники вертятся, испытывают неприятное давление, отвлекаются от работы. Хождение по аудитории мешает выпускнику сосредоточиться. Недопустимо стоять в "закрытой" позе (нахмуренные брови, скрещенные на груди руки) перед классом или над выпускником, так как подобная "давящая" поза может вызвать у ребят плохое эмоциональное состояние.
Предпочтительная позиция – организатор, "привязанный" к столу, так как выпускники, находящиеся в разных точках аудитории, видят его под большим углом (стол, по возможности, лучше сдвинуть к окну).
Успех на ЕГЭ – взаимная ответственность всех участников процесса. Самый главный помощник для школьников – их знания и уверенность в том, что дома примут любой результат. Это – всего лишь экзамены, и мы с ними обязательно справимся! В жизни много дорог, ведущих к успеху, и каждый из выпускников обязательно найдет свою.