Годы студенчества на историческом отделении историко-филологического факультета СОГПИ (1952–1956) сыграли судьбоносную роль в моей жизни, определив пути-дороги на будущее. После первого семестра в зачетке были одни отличные оценки, мое фото не сходило с институтской Доски почета. В те годы я приобщился к научно-исследовательской деятельности. Были сделаны первые шаги к сотрудничеству с прессой. Первая статья ("Из опыта работы пропагандиста"), опубликованная в газете "Молодой коммунист" (где впервые появилась печатными буквами моя фамилия), принесла мне больше радости, чем любая из последующих монографий.
Мои корреспонденции о жизни факультета и института стали появляться в печати. Позже, когда оказался у руля управления сперва вузом (Юго-Осетинский госпединститут), затем – государством (Республика Южная Осетия), пришелся весьма кстати опыт активной общественной работы, приобретенный в институте (все годы – староста курса, на 2-м – секретарь комсомольской организации факультета, на 3–4 курсах – второй секретарь комитета комсомола института, член пленума Ленинского райкома комсомола (сотрудничество с первым секретарем райкома Р. Комаевой переросло в большую дружбу) и Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ (первый секретарь Г. Айдаров).
По окончании вуза простой парень из Южной Осетии получает престижные предложения: рекомендацию для поступления в аспирантуру при СОНИИ, где ныне работаю, остаться в институте в ранге секретаря комитета комсомола, приглашение на работу в Северо-Осетинский обком комсомола. Вот пример, какие перспективы открывались перед выпускником вуза, проявившим себя в учебе и общественной деятельности в советское время.
В том, в студенческие годы мы получали основательную подготовку и состоялись как специалисты – целиком и полностью заслуга квалифицированного профессорско-преподавательского состава факультета, давшего нам глубинные знания и заставлявшего трудиться. До сих пор храню рекомендацию в аспирантуру, подписанную известным ученым, профессором М. Тотоевым. На 2-м курсе написал доклад ("Аграрное движение в Северной Осетии в годы первой русской революции"), который был признан лучшим в городском смотре студенческих работ (поработал в архиве СОНИИ, где ученым секретарем состоял мой научный руководитель доцент А. Джанаев). Поскольку факультет у нас был историко-филологический, достаточно основательно проходили и филологические дисциплины. Особенно запомнился педагогический прием лектора по зарубежной литературе доцент В. Круглеевской. На экзамене она задавала вопросы, на которые не ответишь, если не читал в подлиннике само произведение. Поэтому в течение двух семестров, даже на некоторых лекциях, мы занимались чтением книг зарубежных авторов.
Из профессорско-преподавательского состава наиболее близкие отношения у меня сложились с доктором исторических наук, профессором А. Тедтоевым. Он имел привычку к концу второй половины лекции обращаться к старосте с вопросом: сколько минут осталось до звонка? В первое время я точно называл время. А потом пошел на хитрость. На его привычный вопрос стал отвечать шаблонно: "Асламбег Ахметович, вот-вот прозвенит звонок!", если до него оставалось даже достаточно времени. И он покидал аудиторию с просьбой тихо посидеть до звонка.
В июне 1964 г. прислал в библиотеку родного института свой автореферат кандидатской диссертации. И был приятно удивлен, когда за подписью Тедтоева поступил положительный отзыв на него. Это еще одно свидетельство доброты и порядочности моего профессора студенческих дней.
Курс у нас был сильный. Из 25 студентов 8 окончили институт с отличием. Вместе со мной учился известный писатель-прозаик Сафар Хаблиев. Наиболее дружеские отношения у меня сложились с другим однокурсником, талантливым поэтом, писателем, кинорежиссером, сыном классика осетинской литературы Барона Боциева Юрием. За одной партой с ним просидели все четыре года, вместе и готовились к экзаменам у него дома на ул. Советов, 13. Многие его стихи рождались прямо на занятиях. До сих пор помню стихотворение "Утро на площади Свободы", которое начиналось так:
Я иду по площади Свободы,
Воздух чист, и дышится легко,
Здравствуй, солнце мирного народа,
С добрым утром, бронзовый Серго!
(Тогда на площади возвышался памятник С.Орджоникидзе).
Весьма талантливая личность, автор нескольких поэтических сборников и романа писал на русском языке. К сожалению, личная жизнь его не сложилась, закончил ее во владикавказском Доме престарелых "Забота". Одна наша сокурсница – прекрасная Эмма Дудиева – стала кавалером ордена Ленина за свое педагогическое мастерство, другая – Евгения Костюк – долгие годы работала доцентом кафедры философии в родном институте. Сослан Цаликов посвятил себя учительской деятельности в родном селении Цалык. С удовольствием вспоминаю и других своих однокурсников, участников войны Виктора Гибизова и Петра Гиоева, Лену Склярову, лишенную зрения, но окончившую институт с отличием, Миру Бацманову, Таиру Цаголову, Николая Габеева, Виктора Тетерина, Розу Коцкиеву, Юрия Гетоева, Римму Сохиеву, Алима Царакова, Тхаровскую, Гену Смирнова… В бытность руководителем Республики Южная Осетия в 1999 г. пригласил однокурсников в Цхинвал. Свое путешествие на юге Осетии все вспоминали с удовольствием.
По окончании цхинвальской средней школы № 2 вместе с тремя одноклассниками подали заявления в самый престижный вуз Владикавказа – Цветмет (ныне СКГМИ), студенты которого гордо ходили по городу в спецформе с погонами. Тогда было модно, поменяв фотокарточку на экзаменационном листе, сдавать экзамен за другого абитуриента. Мой одноклассник боялся экзамена по химии и попросил меня за него сдать его. Отказываться посчитал неудобным и пошел на риск, не поменяв даже фото: мы оба были смуглыми и думали, что номер пройдет. Когда начал отвечать, экзаменатор, слушая меня, одновременно стал пристально заглядывать то в экзаменационный лист, то свои взоры обращал на мою физиономию. Наблюдения так участились, что меня одолело предчувствие разоблачения… Мгновенно выхватив экзаменационный лист из рук экзаменатора, я пулей вылетел из аудитории. Экзаменатор тоже ринулся за мной в коридор и во весь голос крикнул: "Держите его!" Но я успел выскочить из здания и раствориться среди абитуриентов. Сошло.
Проучившись семестр на отделении обогащения полезных ископаемых металлургического факультета, я по болезни оставил его и на второй год поступил на истфак СОГПИ, куда и нацеливался раньше, если бы не уговоры одноклассников. И здесь не обошлось без приключений. На состоявшуюся на ХХ съезде критику культа личности Сталина некоторые преподаватели отреагировали болезненно. Когда на одном из семинаров старший преподаватель Б. Екати, рассказывая о съезде, пролила слезу, Сафар Хаблиев бесцеремонно остановил ее:
– Бэлла Петровна! Перестаньте, пожалуйста, проливать крокодиловы слезы!.
В то время подобные шалости были чреваты неприятными последствиями. Сразу пригласили декана М. Кустова, который повел их в деканат. И слава богу, дело замяли.
В другой раз, сдавая экзамен новому преподавателю, который не успел еще познакомиться с курсом, мы решили пошутить: первыми на сдачу пропустили самых слабых. На вопрос явившегося декана, как идет экзамен, экзаменатор отвечает:
– Нормально, первой вышла "тяжелая артиллерия".
– Какая это "тяжелая артиллерия"?! Это же самые слабые студенты курса! – отрезал декан.
На 3-курсе я возглавлял институтскую бригаду по организованному проведению выборов народных судей. С целью проверки работы агитаторов совершал обход по домам. В районе Осетинской церкви совершенно случайно попал в квартиру… профессора А. Тедтоева. Извинившись, тут же покинул ее. Спустя некоторое время сдавал ему же досрочно экзамен по государству и праву. Ответил нормально на первый вопрос, и он велел перейти ко второму. Я назвал вопрос: "Выборы народных судей" и начал отвечать. И вдруг он резко прерывает меня: "Подожди. Подожди! Не ты их избирал совсем недавно?" С этими словами он поставил в зачетке отличную оценку, и я с приятным чувством покинул аудиторию...
В жизни каждому из нас приходилось сдавать десятки экзаменов. И какой-то из них оставляет особенный след в памяти. У меня тоже был такой экзамен. На летней сессии первый по расписанию – по истории КПСС. Я зашел с первой четверкой наиболее смелых. Читал лекции и принимал экзамен директор института профессор Х. Чибиров вместе с Б. Екати (она вела семинарские занятия). Когда подошла моя очередь отвечать, Христофор Тадиозович попросил прийти на экзамен декана факультета М. Кустова. Одним словом, пришлось отвечать, как перед государственной комиссией. Когда на все три вопроса билета ответил нормально, без запинки, Чибиров засыпал меня дополнительными вопросами, которых оказалось не менее десяти. Бывает так: как хорошо ни подготовишься к экзамену, на каком-то вопросе споткнешься. А мне в тот раз фортуна улыбнулась: на все заданные вопросы были даны четкие ответы. И удовлетворенный Христофор Тадиозович обращается к Михаилу Ивановичу, чтобы теперь он задавал мне вопросы. На что возмущенный декан отреагировал: "Отпустите его, пожалуйста! Сколько вообще можно его спрашивать?!" В итоге из 25 студентов лишь двое удостоились отличных оценок. О том, что Чибиров был скуп на хорошие оценки, свидетельствуют приписываемые ему слова: "На "пять" и сам не знаю историю партии". Обращаю внимание на факт приглашения декана на экзамен – свидетельство того, насколько лекторы оберегали свою честь, чтобы их никто не обвинил (даже директора?!) в незаслуженном завышении оценки знаний (в данном случае – однофамильцу).
Мое пожелание родному университету: шагая в ногу со временем, высоко держать и внедрять в работу выдержавшие испытание временем лучшие традиции в учебно-воспитательной работе, накопившиеся за столетие любимого вуза.
Приятно осознавать, что головной вуз республики котируется в числе лучших в федеральном масштабе. Так держать!
Нынешнему поколению студентов университета желаю, чтобы по прошествии времени фамилии многих из них умножили ряды тех выпускников, которые составляют гордость и честь не только родного вуза, но и всей нашей прекрасной Родины.
Что касается вопроса, какие возможности и перспективы дает для старта в жизни учеба в СОГУ, то на него я ответил выше на примере собственной судьбы. Все зависит от самого себя, от меры собственной ответственности за свое будущее.
Людвиг ЧИБИРОВ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, РСО–А, РЮО, академик РАЕН, лауреат госпремии им. К.Хетагурова, почетный ректор ЮОГУ, первый Президент РЮО.