Зачем приходим в этот мир? У каждого своя миссия? А как узнать свое назначение, как верно избрать свой путь? … Для чего я живу?" Подобными мыслями задается человек, оставаясь наедине с самим собой.
Именно так – "Наедине с собой…" – называется новый сборник стихотворений и рассказов Таисии Григорьевой – члена регионального отделения Российского союза профессиональных литераторов и Международного Союза писателей "Новый современник", вышедший тиражом 116 экземпляров во владикавказском издательстве ИП. Цопановой А.Ю. совсем недавно.
В творческой копилке Таисии Филипповны – 10 поэтических сборников, в том числе один детский. Тематика ее стихов разнообразна: она пишет о природе, о любви, о верности и измене, о большой и малой Родине. Поэта волнует тема Великой Отечественной войны, есть стихи на философские темы. На слова Т. Григорьевой в содружестве с композитором, народным артистом РСО–А Евгением Воложаниным написано несколько песен. Они звучат на литературно-музыкальных вечерах под гитару и в исполнении Натальи Лагодиной, участницы ежегодного фестиваля авторской песни "Цейский вальс" им. Ю. Визбора, и Екатерины Дышековой – нашей талантливой землячки, нынче проживающей в г. Сочи.
Работы Т. Григорьевой публиковались в журналах "Литературный альманах – 2013 г.", в Антологии русской народной поэзии XXI века в 2010–2014 гг., в альманахе "Новые имена, № 6, Автограф", "Всенародная поэзия России", в Международном поэтическом альманахе "Рифмованный мир" и "Поэт года", в журналах и газетах нашей республики. Она неоднократно занимала призовые места в российских литературных конкурсах. В настоящий сборник вошли стихотворения-размышления на разные темы и несколько коротких рассказов – "Агу-у-у…", "Зимняя грусть", "Отчаяние", "Миг, растянувшийся на всю жизнь", "Рота, подъем!" и юмореска "У стоматолога".
На обложку книги вынесен афоризм актера Джонни Деппа: "Оставаться наедине со своими мыслями – весьма опасное занятие… Но очень полезное!" И автор искренне и честно пытается разобраться во всех жизненных коллизиях и хитросплетениях, трудностях и своих прошлых ошибках, постоянно мысленно возвращаясь к истокам – туда, откуда мы все родом – в детство и юность: "…Порою в жизни чудеса случаются, в каком бы городе далеком ты ни жил, к нам снова наше детство возвращается…", в котором "…через годы светлый лик твой снится в стране с названьем "Первая любовь". А еще там, в старом доме, продолжают жить любимые мама, папа и бабушка, а на стекле все еще держится снежинка, которую когда-то прикрепила туда маленькая Лера – любимая дочь, так рано покинувшая этот мир…
Таисия нисколько не преувеличивает свою значимость в мире поэзии, говоря: " …поэтом себя не считаю – рифмой раны на сердце лечу", и добавляет: "О людской я славе не мечтаю, лишь покой мне, Господи, пошли!" Она, похоронившая самых близких ей людей, честно признается: "Не мэтр я… Что в званьях проку? Я, чтобы горе утопить, слова вплетаю рифмой в строки и продолжаю дальше жить". И как бы ни было тяжело ей, она с гордостью может сказать: "Я все же выстояла в трудностях и в горе, ведь главная победа – над собой!", потому что пришла к простому пониманию того, что ей "Всевышний в подарок новый день подарил". Оглядываясь назад, на прожитую жизнь, она приходит к выводу: "Нет без прошлого настоящего, как и "завтра" без прошлого нет!". А если бывает очень тяжело, и слезы подступают к глазам, она знает, что нужно делать: "Уеду в горы – там воздух чистый!"
Чего бы ей хотелось больше всего? – "Найти бы правильный ответ и верную дорогу", а еще: "Не потерять бы только честь, чтоб в час ответить судный…" Нисколько не рисуясь, она говорит: "Я хочу лишь дарить тепло – без корысти, за просто так!" Обращаясь к читателю, поэтесса просит: "Оставайся всегда человеком, слез своих понапрасну не лей. И не хнычь – посмотри на калеку: ведь ему во сто крат трудней…" А задумавшись о природе возникновения пандемии ковида, приходит к мысли, что это "от Высших сил предупрежденье нам послано в который раз! Чтоб человек, Отца творенье, сам от себя планету спас…"
Ей очень горько от того, что "друзья уходят в Вечность, не прощаясь". А рассказывая о трагедии в Кемерово, она в сердцах восклицает: "Кто за боль ответит материнскую и за все, что вкривь у нас и вкось? За преступную халатность всероссийскую, за извечное российское авось?"
По мнению Т. Григорьевой, "поэт – он не как все – другой! В свои стихи добавит каплю крови, стихи напишет сердцем, не рукой". Она сама так и пишет – кровью своего сердца, но при этом все равно повторяет: "Назвать себя поэтом я не смею, скорей всего, я мастер-рифмоплет. Писать стихи я вовсе не умею, лишь рифма в гости изредка зайдет". Но мы-то, читатели, точно знаем – она настоящий поэт, потому что ее стихи хочется перечитывать вновь и вновь, потому что они "цепляют", заставляют сопереживать, потому что они "заходят" прямо в душу.
И подводя итог размышлениям наедине с самой собой, автор отвечает и себе, и нам на извечный вопрос человечества "Что же такое человеческое счастье?" словами из рассказа "Зимняя грусть": "… разве это не счастье – видеть восходы и закаты, голубое небо над головой, цветную радугу после летнего теплого дождика? Разве не счастье, что у тебя есть дом, близкие, друзья, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту? Разве не счастье слушать пение птиц в весеннем лесу, собирать грибы летом после дождя, слушать осенний лес, срывать в первые заморозки алые гроздья калины? Разве не огромное счастье, что ты пришел в этот мир, чтобы видеть прекрасное?" И, пожалуй, я полностью соглашусь с писателем.