– Одна из задач, возложенных на плечи министерства по вопросам национальных отношений, – предупредить проявления экстремизма в обществе. На ваш взгляд, насколько эффективно ведомство с ней справляется, и каковы основные критерии оценки проводимой работы в этом направлении?
– Это вообще одно из важных направлений в области государственной национальной политики – разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию терроризма. В качестве инструмента по достижению поставленных задач в деятельности североосетинского министерства выступает соответствующая программа, в рамках которой сотрудники ведомства проводят целый ряд мероприятий как в районах республики, так и по г. Владикавказу. Итоги реализации этой программы, в частности, подразумевают выявление с помощью системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений большей части конфликтов. Доля конфликтных ситуаций, урегулированных на муниципальном уровне в этой сфере, при этом должна достичь показателя в 75% в нынешнем году (для примера: в 2020 году при плане в 50% был достигнут показатель в 55%). Кроме того, планируется, что численность участников мероприятий по профилактике экстремизма будет на уровне 6 тыс. человек (в 2020 году при плане в 3500 человек показатель превысил 5 тыс.) Приведенные цифры свидетельствуют, что министерство эффективно справляется с реализацией поставленных задач в этой сфере своей деятельности.
– Вы упомянули систему мониторинга раннего предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Как помогает она в проведении социологических исследований с целью установить полную картину межнациональных отношений, и насколько регулярно такие исследования вообще проводятся?
– Программными документами, в соответствии с которыми работает министерство, предусмотрено ежегодное проведение социсследований по различным направлениям государственной национальной политики. В частности, в прошлом году была затронута тема влияния идеологии терроризма на общественно-политическую ситуацию в республике. В 2021-м мы планируем исследовать воздействие этноконфессиональных аспектов на формирование радикального мышления и экстремистской идеологии в молодежной среде. Что касается государственной информационной системы мониторинга, то министерство подключено и в ежедневном режиме осуществляет работу в сфере раннего предупреждения конфликтных ситуаций: сформированы 56 тем постоянного наблюдения, созданы 2 паспорта напряженности, проводятся другие мероприятия контроля. Кроме того, уже подготовлен соответствующий проект постановления республиканского правительства, который позволит внедрить уже в этом году систему во всех муниципальных районах субъекта. Но при проведении такого мониторинга всегда нужно учитывать и тот факт, что даже в нашей многонациональной стране любой бытовой, территориальный и даже криминальный конфликт, в который вовлечены представители разных национальностей, способен тут же приобретать межнациональную окраску и именно поэтому почти молниеносно масштабироваться. В таких случаях разность национальностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон, способна выступать настоящим генератором ненависти и вражды. Поэтому могу сказать, что система лишь оказывает дополнительную помощь в составлении всесторонней картины в сфере межнациональных отношений.
– Какие существуют "группы риска" – кто наиболее часто вовлекается в экстремистскую деятельность, и, на ваш взгляд, с чем это связано? И может ли Интернет стать пространством противодействия экстремизму?
– Зона риска – это всегда молодежь, причем я бы выделил возрастную категорию от 14 до 25 лет. Это та часть молодых людей, которые имеют потенциальную возможность оказаться в поле экстремистской активности – выходцы из неблагополучных, социально дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, интеллектуальным уровнем, девиантным поведением. А также – "золотая молодежь", склонная к безнаказанности и вседозволенности, рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как форму времяпрепровождения. Что касается Интернета, то он не только может, но и обязан стать местом противодействия экстремизму – и остро эта необходимость ощущается в работе по формированию навыков безопасного пользования глобальной Сети в части защиты от пропаганды терроризма и таких опасных течений, как "скулшутинг", "синий кит" и т.п. Для этого нужно активизировать борьбу с экспансией экстремизма и терроризма во Всемирной паутине. Проблема в том, что никакое количество уполномоченных органов с их весьма ограниченными штатами не в состоянии физически отследить все потенциально опасные ресурсы. Затрудняют эту борьбу и возможность сохранения инкогнито распространителя экстремистских материалов с тех же "фейковых" страниц, и использование анонимайзеров и т.д. И здесь основная работа должна исходить, все же, из семьи – от контроля родителей, чем в Сети занимается подросток. В какие виртуальные игры он играет.
– В последние несколько лет в республике действует экспертный совет по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма, в который входят ряд руководителей республиканских ведомств и СМИ. Как вы оцениваете сегодня качество работы этой структуры и в чем видите "слабое звено"?
– Вопросы, поднимаемые на экспертном совете, содержат актуальные проблемы, связанные с повышением эффективности деятельности органов госвласти, местного самоуправления по реализации информационной политики в сфере профилактики терроризма. В частности, с учетом динамично изменяющихся вкусов зрительской аудитории на одном из последних заседаний органам исполнительной власти и местного самоуправления было рекомендовано шире привлекать членов этой структуры к подготовке и оценке информационных материалов по профилактике терроризма, а также к распространению практики их консультативной помощи на государственные печатные и электронные СМИ; расширять аудитории антитеррористической тематики за счет использования новых интернет-возможностей, создания соответствующих разделов на главных страницах сайтов вузов, республиканских библиотек, других госучреждений и партнерских организаций, демонстрации антитеррористических и антиэкстремистских видеороликов в кинотеатрах, крупных торговых центрах, развернутой рекламе изготовленных для показа информационных продуктов. Принято также на вооружение ввести в практику изображения на баннерах, буклетах и других изготавливаемых пропагандистских материалах победителей творческих конкурсов антитеррористической направленности, известных и авторитетных жителей республики и других российских регионов. То есть экспертным советом обеспечивается сегодня выполнение целевых задач, связанных с выработкой предложений и рекомендаций по вопросам реализации на территории республики информационной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма, разработке методов, способствующих повышению эффективности проводимых мероприятий. В каком направлении необходимо усилить работу и где сделать акценты – для этого совет и собирается, чтобы выработать скоординированные действия и своевременно реагировать на возникающие угрозы.
– А если конкретнее – в чем роль органов местной власти, образовательных учреждений, общественных организаций и СМИ по предупреждению и профилактике терроризма, экстремизма?
– По сути, все эти структуры уже вовлечены, в пределах своей компетенции, в реализацию комплекса мер по противодействию экстремистской деятельности и идеологии терроризма: СМИ – как важнейший элемент информационного сопровождения указанных мероприятий, под которым понимается работа по обеспечению максимально широкого информационного освещения антитеррористической деятельности. Органы местного самоуправления – в качестве первичного звена, строящие свою работу через АТК в муниципальных районах и городских округах. А образовательные учреждения являются социальным институтом, охватывающим практически всех членов общества. Поэтому необходимым является усиление роли образовательных организаций, в особенности на этапе диагностики учащихся и выявления среди них детей, которые могут стать базой для вербовки террористическими организациями (неблагополучные семьи, дети, состоящие на различных видах учета, и т.д.) Немалая роль отведена и общественным организациям, которые способствуют взаимодействию органов власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества, привлечению его субъектов к участию в соответствующих мероприятиях.
– В Стратегии государственной нацполитики, рассчитанной до 2025 года, в соответствии с которой работает министерство, есть такое понятие, как "гражданское единство". На ваш взгляд, есть ли оно сегодня в нашем обществе?
– Гражданское единство – это, по сути, сформировавшаяся в результате консолидации российского общества прочная социальная сплоченность граждан. Ощущение принадлежности к чему-то целому, важному, в основе которого – патриотизм, развитие и защита традиционных ценностей культуры, демократических свобод. Конечно же, оно существует – как основа российской нации, признание гражданами суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия, исторического наследия народов, равных прав на социальное и культурное развитие. И у нас на самом деле многовековой позитивный опыт общности разных народов, культур и религий. Мы так долго жили вместе, что это буквально вшито в нашу ментальность, заложено на уровне генов. Вместе с тем остается актуальной задача поддержания и повышения уровня гражданского единства и формирования самосознания россиян, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженности базовым ценностям общества. Стратегия – это документ такого глобального порядка, он не ограничен полномочиями и деятельностью одного ведомства, а эффективность ее реализации зависит от межведомственного взаимодействия, вовлеченности каждого в этот процесс.
– Если составить карту напряженности по республике в сфере проявлений экстремизма и терроризма, то какие бы вы выделили риски в числе первых? И есть ли готовые решения, как противостоять угрозам?
– Результаты мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области профилактики терроризма на территории республики, подтверждают отсутствие каких-либо явно выраженных внутренних тенденций ухудшения ситуации в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Тем не менее сохраняется ряд угрозообразующих факторов. Среди них – замороженные конфликтные точки, ухудшение социально-экономических показателей, увеличение безработицы и, как следствие, рост преступности. Возможность нелегального возвращения в республику отдельных жителей, участвовавших в боевых действиях в составе МТО на территории Сирийской Арабской Республики, мигранты, прибывающие для временного проживания, учебы и трудовой деятельности из стран с высокой террористической активностью. Угроза проникновения и распространения идеологии экстремизма и терроризма через модераторов вербовочной и миссионерской деятельности, прежде всего среди молодежи, с использованием сети "Интернет", распространения видео- и печатной продукции. В этой связи ведутся системная просветительско-профилактическая работа и информационное противодействие идеологии экстремизма и терроризма.
МЕЖДУ ТЕМ
В целях пресечения распространения и пропаганды идеологии экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе министерством осуществляется еженедельный мониторинг публикаций, размещенных в сети "Интернет", направленных на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, инициацию конфликтных ситуаций, экстремистской и террористической направленности. Выявленные негативные материалы, скрины, адреса сайтов ежемесячно направляются в прокуратуру республики для принятия соответствующих мер реагирования. Только с начала 2021 г. в результате мониторинга выявлены 154 материала, включенных в Федеральный список экстремистских, но находящихся в открытом доступе, и 20 вновь выявленных экстремистских публикаций.
По результатам информирования прокуратурой РСО–А в Управление Роскомнадзора направлены 45 информаций о внесудебном блокировании 125 ресурсов, на которых размещены экстремистские материалы, из них 15 изъяты и направлены на проведение лингвистической экспертизы в ЭКЦ МВД по РСО–А.
С участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства министерством с начала года проведены 30 профилактических, воспитательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии экстремизма, терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Из них в СОШ – 23, средних учебных заведениях – 4, высших учебных заведениях – 3. Общий охват слушателей составил более 1740 человек.