В этом году на соискание Государственной премии им. Коста Хетагурова в области искусства выдвинуто пять работ заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста Северной и Южной Осетий кинорежиссера Акима Салбиева. Это документально-художественная экранизация трагедии Г. Малити "Темур-Алсак"; дубляж на осетинский язык художественного фильма "Фатима" (с участием А. Галаова, Т. Кабановой, артистов Осетинского театра); театрализованный гала-спектакль "Весь мир – мой храм!", посвященный 160-летию Коста Хетагурова (Большой театр, г. Москва). Это также документальные фильмы "Вдохновенные" (о джигитах Осетии "Сармат" и о чудо-девочке Николь Плиевой, с участием артиста театра и кино Вадима Цаллати), "Владимир Туганов. Остаться независимым" (о выдающемся спортсмене-коннике, участнике двух Олимпийских игр, победителе многих международных соревнований, вице-президенте Федерации конного спорта России), неоднократно показанные в эфире на телеканале "Осетия-Ирыстон" в 2019–2020 годах.
Подробно говорить об общественном резонансе кино- и литературного творчества Акима Салбиева, о его личностном вкладе в национальную культуру вряд ли имеет смысл. Одно только перечисление наград, кинопремий, побед, правительственных почетных званий, которыми была отмечена его деятельность, окажется столь внушительным, что займет половину газетной статьи. Правда, пока в этом списке нет национальной премии РСО–А им.К.Хетагурова, кандидатом на получение которой А. Салбиев справедливо и неоднократно выдвигался различными общественными объединениями, учреждениями, творческими коллективами республики. Любопытно вспомнить о том, что впервые
А. Салбиев номинировался на премию в 2004 году за создание документальных фильмов "Васо Абаев. Ровесник века", "Англия. Лондон. Токати", "Дзерасса Туганова". Затем – в 2009 году – за создание документальных фильмов"Вероника Дударова", "Светлана Адырхаева".Через три года режиссер был выдвинут на соискание Государственной премии им. Коста Хетагурова как автор документальных фильмов "Август. Цхинвал", "Леонид Рошаль. Без лишних слов", художественного фильма "Одиннадцать писем к Богу".
Премия трижды обошла А. Салбиева, однако, это нисколько не умаляет заслуг режиссера перед родной культурой. Создав фильмы о великих осетинах, в том числе таких, как ученые В. Абаев и Г. Токати, народные артистки СССР, дирижер Вероника Дударова, солистка Большого театра балерина Светлана Адырхаева, народная артистка РФ, цирковая артистка, наездница Дз. Туганова, журналистка Фатима Салказанова, Аким Салбиев выступил не только как летописец, осмысливающий историю, но и как масштабный кинодокументалист-просветитель, воспитатель, культуртрегер. Его фильмы сохраняют портреты звезд мировой величины, а вместе с тем ценнейшие страницы жизни этноса, летопись национальных духовных достижений.
Современная кинодокументалистика привлекает широтой жанровых решений, впечатляет разнообразием поднимаемых тем. Зрителя цепляет острота затрагиваемых кинорежиссерами проблем и событий. Создаваемые сегодня фильмы-хроники, фильмы-эссе, фильмы-репортажи, фильмы-портреты, фильмы-интервью, набирающие все большую популярность документальные драмы (докудрамы), фильмы в жанре докуфикшен фиксируют жизнь с разных позиций, используют разные формальные приемы. Основная часть документальных кинолент А. Салбиева – это фильмы-хроники и фильмы-портреты, нередко это фильмы, сочетающие несколько жанровых решений, включая интервью, эссе, очерк, дневник, монолог. При этом во всех документальных фильмах режиссера очевиден главный посыл автора – просветить и воспитать зрителя, сделать общество лучше. А ведь именно это свойство – "способность всерьез влиять на общество" – считала самой важной задачей кинодокументалистики мэтр данного жанра Марина Голдовская.
Нередко Аким Салбиев выступает в кинолентах в нескольких ролях: продюсера, сценариста, чтеца закадрового текста, журналиста-интервьюера. И это неудивительно. Широта творческих устремлений, неумная энергия и целеустремленность стали элементами его творческого кредо и стиля жизни.
Недавно, в апрельском номере "Литературной газеты" были опубликованы два новых рассказа А. Салбиева: "Наваждение" и "Холодный март". Представляя читателям автора, газета приводит слова поэта, лауреата Государственной премии СССР Андрея Дементьева. Он отметил его "всеядность", креативную продуктивность, а также кинематографичную яркость и оригинальность литературного стиля: "Стихи и рассказы Салбиева всегда узнаю по зримости и зрелости, скрытому темпераменту. Много лет назад мы с Акимом были удостоены премии "Лучшее перо России", он – за книгу новелл "Небесные племена", где горы, солнце и неповторимый аромат, как легкое дыхание и признание в любви Родине – Осетии".
Учился на филфаке СОГУ, получил блестящее образование во ВГИКе, в актерско-режиссерской мастерской классиков кино Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, снял художественные киноленты "Короткая игра", "Между воскресеньем и субботой", "Ищу невесту без приданого", "Одиннадцать писем к Богу", десятки документальных кинофильмов, осуществил ряд актуальных, ярких творческих проектов. Достаточно вспомнить проведение уникального Открытого российского и международного кинофестиваля "Владикавказ" в Республике Северная Осетия – Алания.
"Беслан. Два года спустя…" – памяти жертв трагедии – явился особым событием для всей страны. В концерте памяти, поставленном Акимом Салбиевым, приняли участие Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Людмила Гурченко, Хор Турецкого, Анита Цой, поэт Андрей Дементьев и творческие коллективы РСО–А.
В памяти яркие постановки юбилейных торжеств "Москва-850", "70 лет Великой Победы", фестивалей "Кавказ – наш общий дом", "Мир – Кавказу!", создание авторских телепрограмм "Без лишних слов" и "Время Акима".
Сегодня А. Салбиев работает в Государственном музее А. С. Пушкина, принимает участие в деятельности жюри международных кинофестивалей, снимает кино, возглавляет "Аланский культурный центр Акима Салбиева".
Проекты, творческие достижения Акима Салбиева последних лет, в том числе работы, выдвинутые в этом году на премию имени Коста Хетагурова, вносят неоценимый вклад в осетинскую культуру. Документальные фильмы "Вдохновенные", "Владимир Туганов. Остаться независимым" запечатлели портреты современных героев национальной художественной и физической культуры. Осетинская версия кинофильма 1958 года "Фатима", осуществленная по режиссерской воле А. Салбиева, приблизилась к национальному зрителю, заставила его глубже прочувствовать происходящее на экране. Фильм "Темур-Алсак" по поэме Г. Малити является новым, открытым режиссером Акимом Салбиевым, микстовым жанром документально-художественного кино. Особую значимость лента приобрела благодаря постановочным художественно-этнографическим сценам, в которых принимают участие артисты Ф. Царикати, Р. Битаев, Г. Джабиев, З. Плиев, артисты конного театра "Нарты", танцоры ансамблей "Алан", "Горец", "Кубады", "Бонварнон", "Дети гор", Хазнидонского ДК, Ардонского ДК, Сунженского ДК. Участие выдающихся российских актеров, среди которых В. Лановой, Л. Чурсина, А. Ливанов, А. Михайлов, А. Панкратов-Черный, Д. Харатьян, А. Носик, Зара (Зарифа Мгоян),В. Пожарский, сделало фильм высокохудожественным, усилило его поэтическую составляющую. В гала-спектакле "Весь мир – мой храм!", посвященном 160-летию Коста Хетагурова и состоявшемся на Новой сцене Большого театра, прозвучали стихи осетинского классика в исполнении прекрасных русских и осетинских актеров, музыка осетинских композиторов была исполнена лучшими музыкантами страны. Особенно важно то, что благодаря усилиям режиссера была осуществлена качественная видеозапись полной программы концерта-спектакля.
Когда-то французский философ Жиль Делез сказал, что талантливые кинорежиссеры сравнимы не только с художниками, архитекторами, музыкантами, но и с мыслителями. Правда, мыслящими не понятиями, а образами. Аким Салбиев выступает в своих работах как режиссер и мыслитель, как воспитатель и пропагандист. Размышляя образно и кинематографически ярко, он доносит свой мессидж до зрителя, воспитывает его, побуждает его думать, чувствовать заинтересованно и серьезно.