Для наших родителей учитель тоже был и другом, и советчиком, к нему прислушивались и уважали", – когда перед тобой такие яркие примеры профессионализма, несущие в себе высоконравственные ценности, то желание быть похожими на своих наставников вполне объяснимо. И вот уже более полувека учитель математики школы с. Михайловского, заслуженный учитель РСО–А, обладатель Президентского гранта Галина Константиновна ЦАХИЛОВА сама является образцом для своих многочисленных учеников.
"В далеком 1964 году не было сомнения, куда пойти учиться. Аттестат с отличием давал преимущества при поступлении и возможность выбрать любой престижный вуз. Но авторитет учителя математики и любовь к предмету привели меня в Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской на отделение математики физико-математического факультета, – вспоминает начало своего профессионального становления педагог с большим стажем. Выбор, сделанный сердцем, стал для учителя призванием. – У каждого из нас в школе были, есть и будут любимые предметы. Выделить, что первично: учитель или предмет – трудно. Обычно это неразрывно. Решать задачи для меня было удовольствием. Я помогала тем, кому было трудно усваивать математику. Это происходило постоянно и считалось в порядке вещей. Каждый год участвовала в олимпиадах, и не только в математических: раньше проводили так называемые политехнические олимпиады. Но благодаря моему учителю математики Глебовой Татьяне Степановне, я выбрала скромную, но всеми уважаемую и почетную профессию учителя математики, о чем никогда не пожалела, и не изменяю ей вот уже 50 лет".
Галина Цахилова – тот самый учитель, на кого можно держать ориентир, и не только в образовании. Чуткая, мягкая, одновременно строгая и справедливая, неподдельно скромная, всегда сдержанная и исключительно интеллигентная: не важно, какой предмет она ведет, она являет собой образ того самого педагога, за которым хочется идти в любую точку света. Но она выбрала дорогу примеров и уравнений, по которой и ведет многие поколения любимых и любящих ее учеников.
"В профессии учителя главное выстроить правильные отношения между учителем-наставником и учеником. Именно это могли делать наши учителя в свое время и заложить в нас фундамент ответственности за воспитание и совершенствование молодого поколения. Несмотря на динамичное и неизбежное развитие системы образования в унисон с современными реалиями, есть каноны педагогики, которые вне времени и пространства. Для учителя профессиональные знания, высокая эрудиция, умение и стремление идти в ногу со временем, заниматься самосовершенствованием – важные аспекты профессии. Ко всему стоит добавить еще и железную выдержку. Учитель хорошо должен знать возрастную психологию, чтобы уметь находить общий язык с детьми всех возрастов, а что более сложно в настоящее время – с их не менее трудными родителями".
Мудрый педагог признается, что с детьми работать тяжело, и в каждом возрасте – это особая степень тяжести, однако, у учителя должно быть непоколебимое понимание, что все они – личности, интересные и, в большинстве своем, ранимые: "И только любовь может помочь с ними "справиться"! Нельзя идти в учителя без любви к детям!"
Однако порой даже душевная привязанность к любимому делу выгорает под немеркнущим светом кропотливого труда, и хочется отречься от всего, что еще вчера так безудержно согревало сердце. Но, как оно и бывает, истинная любовь становится только крепче от выпавших на ее долю испытаний. "Не буду скрывать: временами говорила себе – бросаю работу. Такие моменты бывают в каждой профессии… Это и стрессы, и разочарования, и переживания, – Галина Цахилова приоткрывает дверцу в тайный учительский мир, который зачастую не видят ни ученики, ни их родители. – Но я старалась смотреть на вещи оптимистично, находила время для общения и использовала возможность с кем поговорить, в том числе, и с коллегами. Стремилась находить смысл во всем. В таких ситуациях я люблю решать сложные задачи – очень помогает и отвлекает от всего суетного".
Однако раз Галина Константиновна до сих пор с вдохновением стоит у доски, все же якорей, удерживающих в этой непростой профессии, у нее гораздо больше. "Чаще, конечно, бывают удачные дни. Мы радуемся всему: вот сегодня слабый ученик хорошо ответил, а какой-то класс прекрасно справился с контрольной работой. А вот этот ученик занял первое место на олимпиаде, а девочка наконец-то выздоровела после долгой болезни. В конце концов, даже тому, когда в разгар объяснений учителя кто-то удивится: "А за окном алыча зацвела!" В окружении детей ты молод, причем до старости".
За годы работы у Галины Цахиловой помимо собственных наработок и подходов к детям, сформировался и профессиональный взгляд как на систему образования в целом, так и на развитие математики, в частности. "В последнее время именно математическому образованию уделяет особое внимание. Чтобы совершить технологический рывок, нужно вложить существенные ресурсы в развитие математики. Необходимо сохранить достоинства советской системы: единые программы и учебники конкретных авторов. Дети испытывают трудности при переходе из одной школы в другую, так как в каждой образовательной организации работают по разным учебникам, – рассуждает педагог. – К недостаткам я бы отнесла низкую учебную мотивацию школьников. Что мы пытаемся предпринять? Проводим математические недели, стараемся привлечь как можно больше учащихся. Каждую осень проводим профильные олимпиады, вовлекаем учеников в проектную деятельность. Но перегруженность образовательных программ, а также оценочных материалов не дает нужного результата. Обучение мы подменяем "натаскиванием" на экзамен. Кроме этого, по всей стране не хватает учителей, которые могут качественно преподавать математику. Поэтому надо всячески поддерживать желание выпускников поступать на педагогические специальности, выделять больше бюджетных мест. А когда придут работать – усилить механизмы материальной и социальной поддержки. Школы ждут образованных, эрудированных, знающих ИКТ учителей математики".
6 дней в неделю, по нескольку уроков в день… Но труд учителя не измеряется только поурочными планами: педагоги ежечасно переживают за своих учеников, вкладывая в них душу, чтобы отправить каждого ребенка во взрослую жизнь образованным и достойным человеком. "И когда, спустя некоторое время, родители напишут: "Уважаемая Галина Константиновна, низкий Вам поклон и большое спасибо за то, что выпускаете таких хороших детей", – в этот момент ты очень счастлив, что посвятил свою жизнь именно этой благородной профессии, и никакая другая с ней не сравнится!
В багаже учителя всегда есть свои секреты. Один из основных заключается в том, чтобы, сохраняя в ребенке личность, донести до него все, что задумал педагог. "Сохранить самообладание и показать чудеса терпения в процессе воспитания детей может далеко не каждый учитель. Усталость, решение ежедневных проблем приводят к тому, что мы не замечаем, как простыми фразами и действиями наносим непоправимый вред еще несформировавшейся детской психике, – четко подмечает педагог. – Давая однажды интервью, Евгений Леонов рассказывал: "В моей жизни бывало так, что меня обижали, как мне кажется, напрасно, незаслуженно. А у меня такая воля, что если человек меня обидел, я его исключу из своей жизни, я могу с ним здороваться и разговаривать, но он для меня как человек уже не существует". Так и в нашей работе. Никогда не нужно говорить ребенку, что он глуп. Он поверит в это и в дальнейшем перестанет себя проявлять, боясь осуждений и насмешек. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других детей: необходимо ему дать понять, что он не обязан уметь все. А главное, что ему нужно для успеха в жизни – желание и усердие. Самое важное в отношениях "учитель–ученик" чувствовать заботу и уверенность".
В первую очередь, эта уверенность должна исходить от педагога. А для этого учитель должен и себя чувствовать соответственно. Подспорьем ему служат собственные знания, внутренний стержень и преданность избранному делу. Если вы до сих пор сомневаетесь и не знаете, как это – спросите у Галины Константиновны, она уж точно умеет решать такие "уравнения".
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.