Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Фольклор – важная часть традиции

[B]Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы СОИГСИ им. В.И. Абаева Диана Вайнеровна СОКАЕВА вошла в состав Экспертного совета по вопросам формирования реестра объектов нематериального культурного наследия российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. [/B]

Заседание совета состоялось 25 мая в Москве в рамках XXVI Международной конференции "Славянская традиционная культура и современный мир", где ученый модерировала одну из секций и выступила с докладом "Жанровая реализация сакральной тематики в осетинском фольклоре".

– Вы вошли в Экспертный совет по вопросам формирования реестра объектов нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Судя по названию, это очень важный совет…

– Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан в 2003 году. Он занимается вопросами сбережения и развития нематериального культурного достояния народов России во всех его формах: язык, традиционные исполнительские искусства, ремесла и промыслы, обычаи и обряды, игры и празднества и т.д. Научно-методическое обеспечение этой деятельности осуществляет Экспертный совет, куда входят представители учреждений культуры, академических и учебных заведений, центров и домов народного творчества, творческих союзов, видные деятели культуры и искусств, ученые-фольклористы. Миссия Комитета и Экспертного совета – защита нематериального наследия, находящегося под угрозой исчезновения в условиях глобализации.

Экспертный совет мотивирован максимально зафиксировать феномены традиционной культуры, а не нивелировать их. И главная цель всей этой деятельности – сохранение объектов нематериального культурного наследия или бережное восстановление без потери смыслов, насколько это возможно. На нас лежит ответственность за отбор таких объектов и методическое сопровождение заявок. К примеру, я предполагаю, что в реестр должны войти народный массовый танец симд, ритуальные три пирога и пиво (бæгæны), трехногий столик (фынг), ритуальная деревянная чаша, трехструнная скрипка (хъисын фæндыр) и др.

– Что сегодня происходит с традиционным нематериальным наследием осетин вообще и, в частности, с его научным осмыслением? Нуждается ли оно в защите?

– Нематериальное наследие осетинского народа – это прежде всего мифолого-религиозная система в том виде, в котором она сложилась на сегодняшний момент: святилища, обряды, сакральные символы, сакральная атрибутика, не привязанная ни к одной из мировых религий! С этой мифолого-религиозной системой связано большое количество преданий, легенд, устных рассказов. Фиксируя их как фольклорист, я тем самым сохраняю их во времени, следовательно, продлеваю жизнь нашей традиции. Но, конечно, главные охранители традиции это ее носители, жители нашей республики, чтущие наследие предков. Наши сокровища нематериального культурного наследия, конечно, нуждаются, в "сбережении", хотя внутренние механизмы защиты традиции, к счастью, срабатывают. Радует, что, несмотря на глобальные социокультурные трансформации, осетинская этническая традиция продолжает жить. Ярким примером может служить то, что осетинские национальные праздники отмечаются в свое время и так, как их праздновали наши предки.

– Вы являетесь руководителем совместного проекта СОИГСИ и газеты "Северная Осетия" "АЛАНИЯ ОТ А ДО Я". Какова роль фольклора в изучении аланского наследия?

– "АЛАНИЯ ОТ А ДО Я" – это уникальный просветительский проект, который успешно реализуется уже 4 года. "Северная Осетия" публикует статьи ученых-кавказоведов СОИГСИ, в которых в научно-популярной форме рассказывается о ключевых понятиях, событиях и персонажах, относящихся к проблематике алановедения, нартоведения, иранистики. Роль осетинского фольклора в реализации этого проекта трудно переоценить, так как в условиях дефицита источников по истории скифов, сарматов и алан фольклорные источники выходят на первый план, и наши авторы, в том числе и я, активно ими пользуемся. Например, при написании статьи о Задалески нана мне удалось составить карту ее перемещений по исторической песне о ней.

– Ваша новая книга "Осетинские волшебные сказки" вызвала большой резонанс не только в научном мире, но и в социальных сетях. О ней говорили как о книге, которая должна быть в каждом осетинском доме.

– В упомянутой вами книге мне удалось опубликовать 47 сказок, но их гораздо больше. Поэтому работа в этом направлении будет продолжена. Хорошо, если дети будут впитывать образы и сюжеты родных сказок как можно раньше, ведь в них содержатся глубокие философские и воспитательные смыслы. Таким "искусством маленьких шагов" мы сможем заложить фундамент для укрепления этнического самосознания, сохранения языка, обычаев и норм ÆГЪДАУ.

Автор: Залина ГУБУРОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1702

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика