Сегодня Казбеку Керимовичу 80 лет и, сопоставляя его ранние стихи с произведениями, написанными позднее ("Кого и откуда нам взять в вожаки..."), то можно заметить, что дух борьбы в них не угас. Почти во всех работах звучит тема социальной справедливости.
Казбек Торчинов оказался свидетелем бурных событий, которые происходили в стране на протяжении всей его жизни. И он никогда не оставался их равнодушным созерцателем.
Все события, происходящие как в Осетии, так и в России, и даже во всем мире находят свой отклик в его произведениях.
Сразу же после теракта на владикавказском рынке 19 марта 1999 года было написано стихотворение "Не надо рыдать", где он гневно обличает жестокость и мелочность души человеческой:
Возможно, устройство продажный твой сын
За пачку "зеленых" на рынок принес, –
Бандит озверелый был в сговоре ним,
Чтоб братьев невинных он в клочья разнес.
Не менее гневно он обличает теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Поэт пишет объемное стихотворение "Опомнитесь, люди!". Протестуя против силовых действий, автор возмущенно заявляет:
При чем здесь, о, люди, Кабул и Багдад,
Кто будет возмездию нашему рад?
Далее, как бы предвидя предстоящую вселенскую трагедию в бесланской школе, которой суждено было случиться через три года после написания стихотворения, он пророчески предсказывает:
С него, безусловно, пойдут отголоски,
На что же способны они, отморозки?
Испытано нами, – вопросов здесь нет,
И миру тяжелый вернется ответ.
Сейчас уже вижу кровавое море,
И стонет повсюду сиротская доля.
Трагедии в Беслане автор посвящает ряд стихотворений. Являясь непосредственным свидетелем событий, он со стенографической точностью описывает основные эпизоды произошедшей трагедии. Поэт считает, что гибель невинных детей и жестокость, проявленная нелюдями-террористами, для него больше, чем личное горе – гибель отца во время Великой Отечественной войны и кончина матери накануне террористического акта.
Далее автор описывает гнусное преступление террористов и героическое поведение заложников. Уже преклонного возраста, известный всему району, да и всей республике, педагог Иван Каниди, получив разрешение покинуть спортивный зал, отказывается уходить без детей и погибает в зале:
Старику свободу дали,
Только он им возразил:
"Вы детей со мной отправьте,
Вот тогда я и уйду.
Если нет, тогда оставьте,–
С ними вместе и умру".
Замечательно отражен в произведении подвиг погибшего кочегара школы Карлова Ивана Ильича:
Карлов тоже многим смело
Дал бежать из вражьих рук.
Сделал это он умело,
Приняв тяжесть адских мук.
В образе двух педагогов, выкованных словно из стали еще в советское время, показан героизм учителей, попавших в заложники вместе с детьми. Это Зарема Бекмурзова и Ирина Ханаева, которые после потери контроля террористов над заложниками помогли детям покинуть ад под огнем автоматных очередей и взрывов бомб.
В стихотворении "Кто повинен?" автор неистово обрушился на виновных вселенского преступления.
Особое место в сборнике занимают басни, отличающиеся своим колоритом, точностью раскрываемой морали.
Рассказы Казбека Торчинова, можно сказать, проба пера в прозе, хотя в свет вышла первая часть его романа-трилогии "Колесо". Следует отметить, что его рассказы отличаются краткостью и точным отображением картины, которую автор пытается передать читателю. Рассказы легко читаются, а образы запоминаются.
Особого анализа требует короткий, но очень смелый роман "Генеральша", которым Казбек Торчинов заканчивает свой новый сборник произведений "Проснись, проснись же, россиянин". Подобно художнику-пейзажисту, который создает свои полотна из реалий, роман "Генеральша" написан автором на основе материала, взятого из жизни. Каждый эпизод, описанный в романе, создает ощущение того, что ты это где-то слышал или видел. Автор романа пытается разграничить правду и ложь, честь и бесчестье. И это ему удается.
И пусть сегодня еще мало читателей знакомы с произведениями Казбека Торчинова, с его удивительно трогательными стихами, баснями, рассказами, все же не остается сомнений, что на литературном небосклоне Осетии имя его засветится яркой звездой.