В моей семье хранятся фотографии, которым более ста лет. Их не так много, но, глядя на них, понимаешь, как изменилось время, люди, ценности. Фотографии начала двадцатого века смело можно назвать произведениями искусства, а фотографов – художниками, которым не стыдно было под каждой своей работой впечатывать золотом свою фамилию. Как же выразительны эти лица со старых фотографий. Как спокойно и достойно смотрят на нас те, которых мы даже не застали. Не менее интересны и дарственные надписи с обратной стороны. Например, "Пусть этот мертвый отпечаток напомнит тебе мой светлый образ". Эти фотографии, как и положено произведениям искусства, преподносились в дар самым близким и родным людям. И хранились и передавались по наследству. И среди этих фотографий попадаются снимки со стертыми лицами. Можно предположить, что лики стерлись от времени. Я тоже так думала, пока не выяснила, что на фотографиях без лица братья моей бабушки.
Один был офицером царской армии и вынужден был после революции бежать в Европу, где даже поучаствовал в издании букваря на осетинском языке. Другой был инженером-землеустроителем, и по доносу у него нашли письмо бежавшего брата, его арестовали в 1937 году и в том же году расстреляли. И вот их достойные лица родственникам пришлось стереть, ведь за хранение этих фотографий их могла постичь та же участь.
Время жестко диктовало свои условия. Мне рассказали историю одной маленькой фотографии. На ней полный Георгиевский кавалер, герой последней Русско-турецкой войны. Он тоже был репрессирован как царский офицер. Его награды родственники закопали и потом не нашли. Только это маленькое фото удалось сохранить, запрятав в переплет книги. И это был поступок сродни подвигу, ведь тот, у которого бы нашли эту фотографию, рисковал жизнью.
Есть в альбоме студенческие фотографии родителей, чье детство пришлось на военное и послевоенное время. Им там не больше двадцати трех, но какими же взрослыми они выглядят. Как чисты их взгляды! Всматриваешься и понимаешь, что даже сейчас, когда ты вдвое старше их, тех что на этих фото, ты не дотягиваешь до их уровня.
Дальше идут фотографии счастливого детства, и чем дальше, тем их больше. Я только недавно осознала, что когда мои сверстники появились на свет, прошло всего каких то 15-20 лет после ужаснейшей из всех войн. Но мы были абсолютно счастливы! Может, потому, что старшие всячески оберегали нас от печалей, которых самим хватило с избытком.
Мы были целиком увлечены нашими детскими нехитрыми занятиями. В школе жизнь просто кипела. Мы едва успевали перемещаться между всеми кружками, спартакиадами, зарницами, конкурсами художественной самодеятельности, походами и экскурсиями. И это было здорово! Свидетельством тому наши счастливые лица на фото, которые зачастую снимали и проявляли наши "продвинутые" сверстники, счастливые обладатели фотоаппаратов "Смена" или того круче – "Зенит".
Дальше идут уже цветные фото нашей молодости. Какое счастье, что нам была доступна пленка Кодак! Какие живые картинки из нашей жизни удалось сохранить с ее помощью! Особенно фото наших детей. Какое счастье наблюдать, как твоя взрослая дочь плачет от умиления, рассматривая свои детские фотографии.
А потом что-то пошло не так. Это я так считаю. Фотографий в альбоме все меньше и меньше.
Зато в смартфоне, планшете, компьютере их все больше и больше. Они постоянно куда-то теряются, их можно нечаянно удалить и горько сожалеть, что не распечатал. Их можно разослать хоть на всю планету. Они яркие, красочные, на фоне гор и морей, на фоне египетских пирамид и Эйфелевой башни. Особенно много так называемых "селфи", это когда, чтобы запечатлеть свой светлый образ, тебе никто не нужен. А дальше только собственная фантазия и умение справляться с гаджетами... И теперь если и вглядываешься в чьи-то лица на экране, то только чтобы разглядеть, был ли фотошоп?
Людмила КУСОВА,
пенсионерка.