"Я не готов заглядывать далеко в будущее и рассуждать о том, способна ли данная программа решить глобальные проблемы с уровнем образования, но уверен, что она поспособствует решению локальных проблем в отдельно взятой школе, а это уже – первый шаг к успеху. Падение престижа профессии педагога, невысокие заработные платы, нагрузка современного преподавателя и нежелание молодежи работать в школах взаимосвязаны, и эти вопросы требуют решения на федеральном уровне. Программа "Земский учитель" – как одна из мер поддержки", – рассуждает Хетаг Бигаев, который уже совсем скоро обретет статус учителя русского языка и литературы в школе с. Нарта Ардонского района.
Собрать пакет необходимых документов, включающий также грамоты и благодарственные письма за профессиональные успехи, написать профильный тест на максимальный балл и возглавить рейтинг кандидатов на победу – несложный, но эффективный механизм отбора претендентов на звание "Земский учитель" успешно прошли 15 участников в Северной Осетии. В их числе – педагоги по русскому языку и литературе, математике, физике и английскому языку. Среди кандидатур были и представители Чечни, Кабардино-Балкарии, готовые как минимум на 5 лет сменить место жительства и реализовывать свой педагогический потенциал в районах соседней республики.
"Над принятием окончательного решения думал на протяжении всего конкурса. В начале года мой преподаватель прислал сообщение о программе, я стал читать и заинтересовался. Узнав, что могу принять участие, собрал все документы, – рассказывает филолог по образованию Хетаг Бигаев, который на момент объявления конкурса работал в главной республиканской газете "Северная Осетия". – Возможность получить премию в размере одного миллиона рублей была очень привлекательной вкупе с возможностью самореализации в сфере педагогики".
Глава молодой семьи искренне признается, что участие в программе – это шаг, на который он решился ради открывающихся перспектив по улучшению бытовых условий: "Когда ты становишься отцом, уровень ответственности многократно возрастает, появляется цель – сделать это крохотное чудо счастливым, сделать так, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Не скажу, что в журналистике мне было неинтересно. Вовсе нет. Это большой и полезный опыт. Просто настало время для перемен".
Примерно такими же целями руководствовались и другие кандидаты. Однако для экспертного жюри было важно, чтобы замотивированными на участие оказались квалифицированные специалисты, демонстрирующие высокий уровень знаний своего предмета. Именно поэтому решающую роль в принятии решения о победителях сыграли результаты профильных испытаний. Согласно их итогам, у Хетага Бигаева – один из самых высоких баллов. "Справиться с заданиями было совсем не сложно. Этот результат – совокупность работы всех педагогов, которые встречались на моем пути. Особенно это касается преподавателей факультета русской филологии СОГУ. То, что у меня получается в языкознании или литературоведении, то, что усвоено мною в этих областях, в большей степени их заслуга, нежели моя собственная. Они терпели мои постоянные комментарии и вопросы, учили меня мудрости и стойкости, подавали пример человечности. Поэтому все успехи, которые были и, надеюсь, еще будут в моей жизни, отчасти принадлежат тем людям, у которых я учился".
Сегодня Хетагу самому предстоит подавать ученикам пример – стать для них не просто преподавателем, а наставником и другом, настоящим проводником в мир знаний и моральных добродетелей. Секрет успешности современного учителя молодой специалист видит в любви к профессии и открытости с учениками: "Дети чрезвычайно остро чувствуют ложь. Гораздо острее взрослых людей. Если ты не открыт с ними, они не будут воспринимать ни одного твоего слова, будь ты хоть семи пядей во лбу. Помимо этого современному преподавателю необходимо постоянно совершенствоваться. Стагнация губительна, ведь области знаний находятся в постоянном развитии и взаимодействии".
Открывать дверь в мир учительства Хетаг Бигаев будет не первый раз – за его плечами уже есть опыт работы в школе: "За это время я ощутил, насколько значимо то, что делает настоящий преподаватель. Неистовый Виссарион (литературный критик и философ Виссарион Белинский – прим. ред.) как-то сказал: "Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека". Если отбросить из этой цитаты пафос золотого века, остается сама суть педагогики". Взяв на вооружение полученные им навыки, а также приобретенные за время учебы в вузе и работы в журналистике знания, к своему новому этапу – работе учителя – он приступит с определенными задачами: "Есть определенное понимание будущей деятельности, которое базируется на моем идеале преподавателя. Однако я понимаю, что теория и практика – это две совершенно разные, порою несовместимые вещи. С уверенностью могу сказать лишь то, что буду трудиться добросовестно и честно. Для меня нет большего удовольствия, чем говорить о языке и литературе, и, надеюсь, я смогу привить такое же отношение своим ученикам".
О том, что Хетаг решил принять участие в конкурсе, он не сказал ни своей семье, ни друзьям. Признался о таком шаге лишь после получения результатов профильных испытаний. С победой его поздравляли и родные, и коллеги: "Какое бы решение я не принял, семья всегда поддерживает меня. Все, конечно, обрадовались: и мама, и супруга, и теща".
Оценить по достоинству труд учителя – невероятно сложно, и даже такая компенсация, как миллион, – не сможет в полной мере отразить вклад педагога в образование и воспитание его учеников. Но это именно тот стимул, который наряду с другими, имеющимися сегодня профессиональными мотивациями, будет способствовать развитию образовательного процесса и повышению качества знаний у школьников в сельской местности.
фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.