[B]Основную работу дорожников мы замечаем летом: в самый зной они ремонтируют дорожное покрытие, укладывают асфальт, к которому даже подойти боязно, – пышет жаром... Вслед за асфальтоукладчиком начинают свою работу разметчики – ни одна дорога не может быть принята в эксплуатацию без дорожных разметки и знаков. Люди, трудящиеся в таких непростых условиях, вызывают уважение.[/B]
Но, как говорит исполнительный директор ООО "Дорсервис" г. Моздока Михаил Алексенко, все реже можно найти человека, который бы согласился выполнять эту работу, хотя оборудование современное, импортное, да и зарплата неплохая. "У нас по этой специальности образование не получают. Зато сразу приобретают профессиональные навыки, – рассказывает он о своих сотрудниках. – Сейчас в условиях, когда объемы работ надо выигрывать на аукционах, вести на предприятии кадровую политику просто невозможно: сезон поработали, объемы выполнили, а дальше? Стараемся участвовать постоянно на "торговых площадках", набираем заказы на год. Правда, с каждым годом, замечаю, финансирование снижается: в 2019-м контракт был на 6 с половиной миллионов рублей, в 20-м пандемийном – на 5 миллионов, а сейчас – чуть больше 5 миллионов. Нам освоить их нетрудно, уже сейчас идем с опережением графика работ, да и потребность в разметке по городу есть. Изыщет администрация дополнительное финансирование – мы готовы выполнить дополнительные объемы. Нет – наши специалисты будут искать работу в другом месте. А теперь – о кадрах. Приходят ребята поработать, но – временно, на сезон – не вникают в дело, не хотят себя связывать даже трудовым договором. А вот Владимир (кстати, Владимирович) Бирюков пришел в поисках работы, влился в бригаду и уже семь лет наш коллега!"
Володя – моздокчанин, родители работали в службе "скорой помощи". Он и сам серьезный мужчина – женат, отец троих детей, без вредных привычек и не чурается никакого труда. В бригаде Михаил Александрович поручил начинавшего работника опытным дорожникам Владимиру Безкоровайному, Сергею Кондратенко. Наставники уже на пенсии, а ученик готов сам других учить. Поделился секретами профессии.
Асфальт бывает глянцевым – на нем разметка держится дольше; бывает, с каменистой поверхностью – краска быстрее стирается. Моздокские дорожники разметку наносят только сертифицированными белорусскими красками. Нужно, чтобы и погода была солнечной, а поверхность дороги – сухой и ровной. Все оборудование привозят на машине и начинают готовить поверхность под разметку: включают генератор и воздуходувом очищают покрытие. Затем укладывают трафарет и наносят краску. Сразу заправляют два аппарата: один – белой, второй – желтой. Раньше был один аппарат, приходилось менять в нем краски – то белую, то желтую. Как приобрели второй – производительность труда резко возросла. Освоил Бирюков и машину LineLazer 3900 для нанесения осевой линии.
Недавно Алексенко ездил на семинар в Смоленск, куда пригласили немцев рассказать о своих достижениях в дорожном сервисе. Чтобы краска дольше держалась, нужно перекрывать движение автотранспорта, обеспечить дежурство ГИБДД на месте производства работ. Ведь интенсивное движение по свежей разметке значительно сокращает срок ее эксплуатации. У нас, в отличие от заграницы, это практически невозможно. Как оказалось, в Германии не доверяют технологии "холодного пластика", они предпочитают в каждый квартал наносить свежую разметку на вымытую "шампунем" и высушенную глянцевую поверхность асфальта.
В этом году по контракту необходимо заменить поломанные, выцветшие или установить новые – всего 350 дорожных знаков. Этот вид деятельности связан с производством земляных работ. Володя Бирюков знает, что в городе огромное количество подземных коммуникаций, и понимает, чем может грозить порыв водопровода и иных сетей. По нормативам сети должны залегать на глубине 60 см и глубже. Ну, а на деле бывает и ближе к поверхности. Поэтому докопаться до нужной глубины при установке знаков предпочитает вручную, как сапер – лопатой. Был свидетелем, как однажды яму под светофорный объект делали буром, и механизатор резко остановил машину: почувствовал специфический запах асбоцементной трубы. Вот это профессионал! Трубы-то там не должно было быть! Благодаря этому рабочему удалось избежать аварии.
Небольшое предприятие год за годом занимается разметкой, обслуживанием дорожных знаков и светофорных объектов в г. Моздоке. От их труда улицы приобретают цивилизованный вид и становятся безопаснее для участников дорожного движения. Хотелось бы, чтобы и участники дорожного движения проявляли больше уважения к человеку в желтой жилетке на дороге.