[B]"Транскавказский автодорожный тоннель". До восьмидесятых годов прошлого века этот термин мало кому был известен. Но наступило новое время, надо было пробивать дорогу под кавказскими горами, объединяющую Северную и Южную Осетии. И было организовано тоннельно-строительное управление, где бок о бок трудились представители разных профессий, в том числе и проходчики. Приступили по проекту к работе, по заданной точке начали проходку, бетонные работы и укрепление начала тоннеля. Были сперва проблемы, в результате пришлось чуть-чуть изменить проект направления. [/B]
В то время я работал в управлении "Автодора" в должности геодезиста, а потом – там же дорожным прорабом. Строили в г. Владикавказе Черменское шоссе – от завода "Победит" до тогдашней окраины города. После окончания этих работ меня перевели в тоннельно-строительное управление "Автодора", на участок строительства тоннеля. Опыта работы в горных условиях у меня не было, но постепенно освоился. Проходчики были в основном из Северной Осетии, Джавы, Квайсы, Цхинвала Южной Осетии. У всех у нас был особый патриотический настрой, хотели побыстрее открыть дорогу. И вот чудо случилось: через несколько лет проходчики с Севера и Юга встретились в самом сердце Кавказа! Нашей радости не было предела!
Сегодня, оглядываясь в то уже далекое прошлое, с улыбкой вспоминаю наше чудесное время. Хотя и в очень тяжелых условиях мы работали, но у нас был особый дух единства. Мы понимали свою причастность в важному и нужному делу. К сожалению, многих из тех, кто строил легендарный тоннель, уже нет в живых. А остальные, в их числе и я, получают пенсию около 15 тысяч рублей. Но ведь строители Транскама внесли достойный вклад в развитие страны и республики, впервые в истории Кавказа пробив такой масштабный тоннель, и, думаю, достойны каких-то дополнительных выплат от государства.