[B]Наивысшим образцом духовного наследия осетинского народа являются нартские сказания. В пришедших из глубины веков сюжетах заложено множество кодов и тайн, и каждый может сделать для себя массу открытий. Да и просто читать, наслаждаться богатейшим миром "преданий старины глубокой".[/B]
Кроме того, эпос – это бесценный памятник фольклора, поэтический псевдоним народа, запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы. "Нарты – это поэтический псевдоним самих создателей эпоса, аланов. Нартский эпос – это поэтизированная и фантастическая автобиография народа в древнейший, овеянный мифами и легендами период его жизни", – писал выдающийся исследователь-иранист, профессор Васо Абаев. "Осетинский героический эпос о нартах содержит массу информации о географической и социально-политической среде обитания нартов, о военных походах, битвах и подвигах нартских – аланских героев, а также о внутренней жизни нартского общества", – дополняет современный исследователь Галина Романова.
Многие из читателей знают, другие же откроют для себя то, что нартское общество устроено в соответствии с идеей о трех социальных функциях, характерной для всех индоиранских народов. Нарты делятся на три рода: Алагата – хранители религиозных традиций; Ахсартаггата, к которому принадлежат главные герои сказаний – доблестные воины; Бората, отличающийся многочисленностью и богатством. Чем же прославлялись славные представители этих родов? Кем были для нартов Урузмаг, Батраз, Сослан, Шатана? Об этом и многом другом можно узнать из подарочного фолианта "Нарты кадджыта" ("Осетинские нартские сказания"), увидевшего свет в издательстве "Респект" на осетинском и русском языках. Современный дизайн, отличная полиграфия в сочетании с иллюстрациями Махарбека Туганова позволяют надеяться на то, что книга будет настоящим подарком далеко не только жителям республики, но и станет настольной во многих домах.