[B]10 дней, отведенных по закону избиркомам на принятие решений о регистрации списков партий и кандидатов по одномандатных округам, как партийцев, так и самовыдвиженцев, истекли. Избиркомы сообщают о принятии решений по регистрации кандидатов, либо об отказе в регистрации. [/B]
Как отмечают электоральные юристы, избирательное законодательное – сложный, постоянно обновляющийся свод нормативно-правовых актов. Так, изменилось максимальное количество обнаруженного брака в собранных подписях, которое не может превышать 5% (ранее — 10%), среди принятых новшеств и то, что теперь избиратель лично должен заполнять свои данные в подписном листе, есть и другие новшества.
Проведение избирательной кампании требует высококвалифицированного юридического сопровождения, которое по разным причинам доступно не всем кандидатам и их предвыборным штабам, причиной отказа в регистрации зачастую становится несоответствие заявки кандидата требованиям законодательств.
БАСИЕВ Марат Сосланбекович, доцент кафедры государственного права Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, кандидат юридических наук:
– Избирательное законодательство является одной из наиболее динамических отраслей российского права. Изменения продиктованы развитием политической системы, а также необходимостью предотвращения злоупотреблений в ходе проведения выборов.
Отмеченные новеллы законодательства ужесточают требования к регистрации кандидатов, что мотивирует последних уделять более серьезное внимание к стадии поддержки собственного выдвижения.
По моему мнению, будущий законотворец должен разбираться в действующем законодательстве. Как минимум должен системно понимать право, его общие принципы. Что касается избирательного права, то конечно, как кандидат, он должен знать свои права и обязанности.
Вопрос о том, достоин ли политик , не соблюдающий необходимые юридические процедуры, быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах, необходимо разделить на две составляющие. В первом случае, если допущенные несоответствия применительно к регистрации являются неумышленными (например, неточности, опечатки, забывчивость), то необходимо обеспечивать возможность их устранения. В других случаях – явного злоупотребления правом (подделка подписей избирателей, искажение размера имущества и т.п.) должны влечь ответственность.
В нашем регионе (Северная Осетия-Алания) отказов в регистрации по одномандатному округу в Государственную Думу нет. Были отказы в регистрации в органы местного самоуправления. Причина – недостоверность сведений.
В этой связи миссия избирательной комиссии быть вне политики. Это сугубо орган организации и проведения выборов. С точки зрения регистрации кандидатов комиссии должны подходить к этому исключительно технологически: соблюдена или нет норма закона.