106 лет, по меркам человеческой жизни, – это почтенный, преклонный возраст, а для образовательного учреждения – пора становления, приобретения мудрости и бесценного опыта.
История общеобразовательного учреждения начинается с 1915 года, когда в с. Карджине было открыто второе сельское одноклассное училище, первыми учителями которого стали Павел Ильич и Мария Алексеевна Просандеевы. Павел Ильич считается и первым директором школы, он проработал в этой должности 35 лет и был удостоен ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина. Спустя пять лет школа была преобразована в железнодорожную семилетнюю школу №1. С тех пор образовательное учреждение не раз меняло статус и адрес, строилось и ремонтировалось. Пока в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования Кировского района в 2008 году средние школы с. Карджина не были преобразованы в одно образовательное учреждение: МКОУ СОШ с. Карджин. И сегодня учреждение функционирует в двух зданиях по ул. Чшиева, 94 (базовая школа) и ул. Мира, 29 (структурное подразделение). А в 2010 году произошло важное для всего села событие – школе присвоено имя Героя Советского Союза, выходца из этого села – Бека Хаджимуссаевича Моргоева.
И. Оконишникова, А. Самохин, С. Тысячный, С. Албегов, Ю. Воскобойников, А. Бязрова, Б. Азаматов, Б. Моргоев, Б. Кабоева – в разные годы эти люди стояли во главе педагогического коллектива. Все они обладали замечательным даром создавать вокруг себя творческую атмосферу, объединять, увлекать детей и коллег. Им было свойственно редкое качество – умение слышать и понимать собеседника.
Мир не стоит на месте. Современная школа – это дом, который строят все: учителя, ученики, родители. Дом, который сложился по кирпичику из общих дел, талантов и старания. Каждый внес что-то свое. Но, конечно, большая заслуга принадлежит педагогам.
– Я могу сказать, что все наши учителя отличаются целеустремленностью, умеют ставить перед собой сложные задачи и успешно их решать, при необходимости могут мобилизовать внутренние силы и потенциал, – уверен директор Карджинской средней школы Олег Богазов, который более 20 лет руководит коллективом. – Но самое главное для нас – уважение к личности ребенка. Карджинская средняя школа на протяжении многих лет старается идти в ногу со временем. В условиях модернизации системы образования своей главной целью считаем предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности для реализации интеллектуальных и творческих способностей, развития культуры здоровья, формирования активной гражданской позиции. Этому способствуют и проект "Точки роста", и другие реализуемые нами сегодня программы.
Карджинская школа сегодня показывает хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе, пользуется авторитетом среди учащихся, родителей и общественности. Учреждение характеризуется своими сложившимися традициями и является конкурентноспособным учебным заведением, дающим образование повышенного уровня. Об этом свидетельствуют и высокие результаты ЕГЭ. К слову, в этом году выпускница Анастасия Гаврилей получила 100 баллов по русскому языку.
Но и воспитанию активных граждан – патриотов своей страны здесь уделяется огромное внимание. Так, на базе школы в 2005 году создан военно-патриотический клуб "Виктория" имени Алибека Слонова, члены которого принимают самое активное участие в финалах военно-спортивных игр "Победа" и "Зарница". Команда долго шла к своим победам. Над собой работали не только учащиеся, но и учителя. Шаг за шагом создавались в школе условия для тренировок. И с 2013 года началось победное шествие команды "Виктория", которая уже на протяжении восьми лет является одной из сильнейших профильных клубов в республике.
– В школе создаются все условия для обучения по новым образовательным стандартам, – говорит завуч Севиль Виштунц. – Кропотливый и упорный труд наших учителей помогает стать нашим воспитанникам людьми с большой буквы и реализовать свои таланты и возможности. Вот это и есть главный результат нашей работы.
Благодаря заботе государства в школе происходит много положительных изменений, а наш педагогический коллектив делает всё возможное, чтобы упрочить имидж школы как образовательного учреждения инновационного типа, потому что запросы общества на высокий уровень образования должны быть оправданы. Мы с оптимизмом смотрим в наш завтрашний день. И знаем, что наши замыслы осуществятся, надежды не угаснут, а мечты сбудутся.
Это так и будет – летопись школы продолжается...