Потенциал образовательной системы Северной Осетии частично можно было увидеть в день совещания во время презентационной выставки, которая вобрала в себя передовые содержательные элементы образовательного кластера в республике. Во дворе гимназии "Диалог", где и проходило мероприятие, были представлены передвижная "Лаборатория безопасности детского дорожно-транспортного травматизма" и мобильный детский технопарк "Кванториум", который также включает в себя многофункциональный комплекс Хайтек. Тут стоит сразу отметить, что руководитель региона не просто осведомлен о необходимости приобретения еще одного мобильного технопарка, но и готов поддерживать развитие пришкольных "Кванториумов", которые бы наряду с уже открывшимися "Точками роста" способствовали технологическому развитию школьников и мотивировали педагогов к освоению новых образовательных технологий. Подобные намерения Сергей Меняйло озвучил в своем докладе перед учительским сообществом.
В ходе выставки участники и гости мероприятия также могли познакомиться с актуальными технологиями организации дополнительного образования детей, развитием профессионального мастерства педагогов через систему конкурсного движения, примерами внедрения новых технологий в образовательный процесс и многим другим. Давайте будем объективными: оценить это должны были не только и не столько чиновники от образования, сколько представители других образовательных учреждений республики. Оценить и заинтересоваться в том, чтобы перенять положительный опыт коллег и внедрить эффективные методики в своей организации. О том, что подобное взаимодействие также является обязательной составляющей современного образования, не раз было озвучено в разных аспектах на конференции.
Особенно часто на этом останавливались во время работы секций, которые предваряли пленарное заседание. За час начальники управлений образований районов, руководители школ, педагоги успели обсудить основные вопросы по нескольким направлениям: "Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей в РСО-А", "Яндекс. Просвещение", "Профориентационная работа и система профессионального образования: вызовы нового времени", "Эффективные программы развития детей дошкольного возраста", "Роль регионального отделения РДШ в воспитательном процессе образовательных организаций", "Интеграция науки и образования: сетевая модель развития образования в РСО–А", "Цифровая дидактика и педагог цифрового образования: проблемы и перспективы". В силу эпидемиологической ситуации число участников совещания было ограничено, однако все желающие могли подключиться к секциям в онлайн-режиме.
Обсудили в рамках секционного совещания и вопросы организации горячего питания, которые сегодня в числе наиболее острых по всей стране. Модератором "круглого стола" выступил российский общественный деятель, член рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях при Президентском Совете Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Владимир Чернигов, который поделился не только уже имеющимся опытом, но и планами в развитии данного направления. Он подчеркнул, что обеспечение школьников горячим питанием – не новшество для российских школ. Чернигов привел в пример реальный диалог: "Вы в том году детей кормили? – Ну да… – Знаю, кормили. Теперь будете бесплатно", который отражает сегодняшние реалии, когда мы говорим о модернизации учебных заведений для соответствия современным условиям. И столовые с налаженной системой питания – не исключение. В целом, по мнению общественного деятеля, тему питания можно поворачивать по-разному, главное, чтобы она заняла положенное ей важное место. И все основные предложения нужно успеть внести до ноября – до принятия федерального бюджета.
С. МЕНЯЙЛО:
Школа – один из самых важных инструментов в воспитании. Мы не в состоянии ограничить доступ к информационному полю, и вот здесь большая работа ложится на учителей. Школа не должна превращаться в инструмент, предоставляющий услугу от образования. Школа должна быть организацией, которая обучает и воспитывает. Понятно, что это сложно. Но каждый из нас свою профессию выбирал сам»
Не обошли тему реализации этого поручения Президента РФ и на пленарном заседании, которое подвело итоги прошедшего учебного года и задало тон на новый, 2021–2022-й. В нем приняли участие статс-секретарь-заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев, глава Рособрнадзора Анзор Музаев, Председатель Парламента РСО–А Алексей Мачнев, врио министра образования и науки Северной Осетии Элла Алибекова, а также представители республиканской и муниципальной власти. Каждый из выступающих спикеров поблагодарил все педагогическое сообщество республики за работу в условиях пандемии. Нетипичные условия работы бросили вызовы учителям, отвечать на которые нужно не только во время дистанционного обучения – они в общем стали неким срезом готовности наших школ и педагогов к интеграции в образовательный процесс инноваций и новых методик обучения.
Врио главы республики Сергей Меняйло, поддерживая все положительные перемены, заявил, что "школа – один из самых важных инструментов в воспитании. Мы не в состоянии ограничить доступ к информационному полю, и вот здесь большая работа ложится на учителей. Школа не должна превращаться в инструмент, предоставляющий услугу от образования. Школа должна быть организацией, которая обучает и воспитывает. Понятно, что это сложно. Но каждый из нас свою профессию выбирал сам". В своем выступлении он снова обратил внимание на изменения в системе оплаты труда учителей, а также предложил включить республику в программу по модернизации и строительству общежитий для учреждений среднего профессионального образования. Добавил он и то, что региону необходимо принять участие в пилотном проекте адресной методической поддержки региональных органов управления образования. Кроме того, по мнению Сергея Меняйло, важно рассмотреть возможность включения республики в программу по оснащению автобусами организаций дополнительного и среднего профессионального образования. В числе его заявлений и открытие 16 кадетских классов, которые будут функционировать в сотрудничестве с профильными министерствами и ведомствами.
Взяв слово, глава Рособрнадзора Анзор Музаев сделал акцент на итогах экзаменационной кампании, выводы из которой должны послужить уроком для нового этапа государственной итоговой аттестации. По-прежнему острой остается проблема с удаленными участниками ЕГЭ, 25% из которых, к примеру, использовали во время экзамена запрещенное средство связи – микронаушник. По мнению федерального чиновника, нужно еще и еще проводить информационную работу – как со школьниками, так и с их родителями. Он предложил вернуть такие проекты, как "Я сдам ЕГЭ", которые доказали свою эффективность. Каждую из недоработок в системе образования, как подчеркнул Музаев, можно исправить: "У нас есть решения, а у республики есть желание", добавил он, пообещав уже этой осенью приехать в регион с группой специалистов для проведения практических семинаров.
О результатах и продолжении включения республики в различные федеральные проекты в своем выступлении рассказала врио министра образования Элла Алибекова. Она отметила, что все предпринимаемые меры позволяют сделать образование доступным и качественным: "Но, как правильно отметил Сергей Иванович, необходимо оснастить и наполнить содержанием эти образовательные организации. Повышение качества образования и новое современное его содержание станут одним из самых приоритетных направлений в нашей работе". Глава образовательного ведомства так же, как и ее коллега – заместитель министра просвещения РФ Андрей Корнеев, – обратила особое внимание на развитие воспитательной работы: "Акцент делается на то, чтобы воспитать личность. И все, что связано с воспитательной работой, является приоритетом. И в этом направлении каждая образовательная организация должна двигаться".
Каждое заявление – это конкретная задача, которую предстоит решать учителям и администрации школ, а также всем причастным к образовательной системе. И чем успешнее будут действия, тем меньше болевых точек будет оставаться в образовании и тем выше будут показатели качества и эффективности всех его уровней. Не для формального отчета, а фактически.