"По следам Карабаира", "Кольцо старого шейха", "Пишите письма", "Снег в сентябре", "Легенда горы Тбау", "Тайна рукописного Корана"… Знаковые картины, одним из авторов которых был Михаил Немысский. Большинство работ они создавали вместе с режиссером-постановщиком Рафаэлем Сетраковичем Гаспарянцем. Ближайшие друзья еще со времен учебы в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте, где была создана любительская студия "СКГМИ-фильм", стали маститыми кинематографистами. Вместе со многими режиссерами, операторами, актерами, кинодраматургами и композиторами Северного Кавказа они прославили на всю страну кино Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других республик, объединенных в 60-ые годы Северо-Осетинской студией телевидения под руководством "патриарха" северокавказского кино, народного писателя Осетии Ахсарбека Татаркановича Агузарова.
Кинолюбительское движение в середине прошлого века захватывало многих молодых ребят. Начинали обычно с фотокамеры. Первая "проба кадра" Немысского состоялась на станции юных техников."У каждого был фотоаппарат, но фотохудожником становился не каждый", – вспоминал Михаил Александрович в авторской программе Акима Салбиева "Без лишних слов" (ГТРК "Алания"). Аким и сам когда-то делал первые шаги в кино под наставничеством тандема Гаспарянц-Немысский. А спустя годы режиссер-постановщики продюсер, заслуженный деятель искусств РФ А. Салбиев пригласил Немысского оператором-постановщиком в картину "Одиннадцать писем к Богу" (2007). Оператор от Бога Михаил Александрович Немысский признался – если бы не это приглашение, ему казалось, что уже не удастся расправить подрезанные крылья: "Вместе со страной рухнуло и наше телевизионное кино в республиках Северного Кавказа, и нам показалось, что мы уже никому не нужны, но ты поверил в меня, Аким, и с этой уверенностью я и сейчас готов работать в большом кинематографе".
55 лет Михаил Немысский отдал кино и телевидению, работал у нас до последнего дня. С 1966 года –единственная запись в трудовой книжке: "Государственный комитет по радиовещанию и телевидению Северо-Осетинской АССР" (ныне ГТРК "Алания"). Его вела сюда мечта о большом кино. Вот как сам Михаил Александрович вспоминал об этом на страницах нашей юбилейной книги "Осетинская горка. Восхождение":
"1962 год. Осетинская горка, 2. Туда по непролазной грязи я и Рафаэль Гаспарянц, кинолюбители станции юных техников, носили фотоснимки о спортивных событиях, происходивших в республике. Редакторы Владимир Остапов, Юрий Икоев, Юрий Боциев, а позже и Владимир Цаллагов отбирали фотографии для очередных выпусков новостей или передач, давали новые задания. Если была открыта дверь, заглядывали в павильон студии, где готовился к очередной прямому эфиру Виктор Семенович Пастон, главный режиссер студии.
Думал ли я тогда, что со всеми этими людьми мне придется работать? Нет, не думал. Окончил школу, а тут подоспел указ Н. С. Хрущева, согласно которому в творческие вузы можно было поступить только после двухлетнего производственного стажа. Встала проблема, чем заниматься дальше, и я махнул с одноклассниками в Харьковский университет на физико-технический факультет, предварительно выяснив, что там есть очень серьезная любительская студия. Два года я принимал участие в создании фильмов, один из которых вышел даже на всесоюзный экран. Тогда я окончательно решил, что мне надо вернуться и заниматься кино. В феврале 1966 года кинооператор Мирон Темиряев меня, к тому времени фотокорреспондента газеты "Молодой коммунист", рекомендовал А. Т. Агузарову, председателю Комитета по радиовещанию и телевидению СОАССР, взять в качестве ассистента кинооператора".
И закрутилось время в кинопленке…Вскоре здесь, на Гостелерадио, родилась и новая семья – свои судьбы связали в одну кинооператор Михаил Немысский и ассистент режиссера Рита Хацаева, у них родились прекрасные дочери Антонина и Галина.
Путь от ассистента до оператора-постановщика был наполнен интереснейшими творческими открытиями. Работы нашей студии, в подавляющем большинстве запечатленные на пленку камерой Немысского, показывало Центральное телевидение. Десятки художественных и сотни документальных кинолент, рожденных на энтузиазме (конечно, только на энтузиазме, ведь тогда кино было Искусством, в которое не шли за деньгами!) влюбленных в свое дело единомышленников. Из них и сложилось настоящее содружество северокавказских телекинометографистов. Немысский обрел друзей в Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Дагестане, радуясь каждой встрече с режиссерами Владимиром Вороковым (с ним Михаил Александрович снял много картин), Илесом Татаевым, Тимуром Султановым, операторами Юрием Бусликом, Виктором Губаревым, Николаем Куаном, Юрием Тимофеевым и многими другими.
"Он был явлением не только для Осетии – для всего Северного Кавказа и всей страны" – о большой утрате для всего профессионального сообщества говорит режиссер, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств РСО-А Султан Цориев. Султан Татарканович сейчас исполняет обязанности председателя Северо-Кавказского отделения Союза кинематографистов России – здесь совсем недавно провожали в последний путь своего товарища, бессменного руководителя отделения, заслуженного деятеля искусств РФ Вячеслава Гулуева.И вот ушла еще одна Легенда…
В эти дни мы получаем сотни сообщений с соболезнованиями через Интернет… Пишут друзья, коллеги, телезрители... "И слов нет… Дорогой Михаил Александрович … С 1979 года, первая наша экспедиция – фильм "По следам карабаира"… Слезы… Как трудно всем нам… Как трудно твоим дочерям, Рафаэлю, более полувека и дружба, и работа… Нет, это пока не те слова…" (Аким Салбиев). "Замечательный оператор и человек, сочетавший в себе профессионализм и скромность" (Вадим Цаликов)."Как больно… Казалось, он поборол болезнь, никогда не показывал, что ему плохо…" (Маргарита Баллаева). "Его глазами мы многое видим. Спасибо! Светлая память!" (Олег Марзоев). "Как жалко, уходят корневые люди. Миша Немысский, без него трудно представить наше кино…" (Мария Синеглазова). "За все годы общения никогда не слышала его громкого голоса… Светлая память..." (Фатима Хабалова). "Примите самые искренние соболезнования от коллег из Дагестана" (Ильман Алипулатов). "Талантливый, добрый, внимательный и человечный! Масштабная личность! Большая потеря для всего Кавказа и России! Выражаю соболезнование всей его родне, Осетии и Дагестану! Он оставил добрый и светлый след на земле" (Раисат Ибрагимова)…
Этот след – всем намв наследство. Да, он всегда ведет к доброте и свету. Потому что Михаил Александрович и сам так жил, добавляя к ракурсам и экспозиции добрую улыбку и огромное сердце.Ваша камера обязательно еще увидит много светлого, дорогой наш старший, и молодые ребята-операторы, не уставая удивляться и радоваться миру (как Вы и учили), самые удачные кадры непременно будут посвящать Вам…