Итак, преобразуется площадь с говорящим названием СВОБОДА. Это слово содержит в себе независимость выбора, равенство, справедливость, равноправное общение, отсутствие страха и т. д. И вспоминаются прекрасный женский образ с картины Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах" и знаменитая статуя Свободы, выполненная скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, инженером Густавом Эйфелем и архитектором Ричардом Моррисом Хантом. Независимо от того, что мы видим в руках у Свободы – факел или винтовку, можно утверждать, что символы Франции и Америки являются образным воплощением материнства – самой вечной ценности человечества.
Площадь Свободы – главное, центральное пространство для каждого жителя Владикавказа и Осетии в целом. На площади уже нет кинотеатра, собиравшего самое большое количество зрителей, утрачен памятник Серго Орджоникидзе – самый яркий архитектурно-скульптурный монумент республики, но каким-то образом, может быть за счет инерции нашего мышления, площадь Свободы по-прежнему в свое время остается для всего населения Осетии главной.
Однако инерция не может быть вечной, необходимо восполнять образовавшийся вакуум. А вакуум у нас образовался за последние десятилетия не только в объемно-пространственных решениях, мы утеряли идеологические и нравственные ориентиры. Только тогда мы перестанем жалеть об утрате советских символов и коммунистической идеологии, когда обретем новые высокие, близкие каждому человеку идеалы и символы.
Возвращаясь к тому, что площадь Свободы является главным пространством для нашего народа, стоит подумать, не являются ли лавочки и урны слишком слабой заменой утраченным объектам, хотя повторю, что для начала и это неплохо. Если мы сможем определиться с символом, который будет понятен и близок всему народу, то площадь Свободы может стать одной из лучших площадок для его размещения.
Осетии есть, из чего выбирать новые символы! Это и герои нартского эпоса, и Амыран, и Ос-Багатар, и Коста…А много ли на земле народов, в чьей истории и легендах есть образ женщины, ставшей матерью для сирот, уцелевших после нашествия могучих и беспощадных врагов? Внешность этой женщины не дошла до нас, да это и не так важно, жив этнос, а в нем – немало ярких личностей, которых можно ассоциировать с Нана из Задалеска. Я убежден, что реально существовавшая Нана в то же время является собирательным образом – таких героинь по всей Алании было, как минимум, несколько. Об одном из таких фактов, имевших место в Дагоме, рассказывал известный историк-этнограф Таймураз Петрович Плиев. Жаль, что он не оставил об этом письменного свидетельства. Такие факты обогащают нашу историю и еще выше поднимают образ Задалески Нана. Частица Нана есть в каждой женщине, вырастившей своих или приемных детей.
Из каких черт характера и исторической ситуации следует лепить образ Нана? Я думаю, маловероятно, чтобы женщина специально спустилась с гор в поисках детей, уцелевших после гибели большинства населения Алании. Принимая во внимание невероятное мужество и патриотизм, проявленные Нана из Задалеска, я думаю, что она была одной из немногих аланских воительниц, уцелевших в жестоком побоище с завоевателями. Уходя с поля боя в горы, она по пути собирала осиротевших детей на пепелищах некогда многолюдных сел. Хотелось бы, чтобы о судьбе и образе этой великой личности задумался каждый житель Осетии, ведь народ – изначально главный творец в любом виде искусства. Параллельно с продвижением идеи установки памятника, надо создать развернутую версию легенды.
Эту тему выразительными литературными средствами могли бы раскрыть или воссоздать наши журналисты и писатели. Жаль, что нет уже в живых Михаила Булкаты, Азамата Кайтукова, Гриша Плиева, Алеша Гучмазты… Думаю, что это по силам и нынешним нашим творцам – литераторам, художникам, кинематографистам.
Можно назначать какие-то временные рамки, но спешить особо в этом деле не стоит. Вспомним, что Сосланбек Тавасиев работал над памятником Салавату Юлаеву в Уфе 30 лет. Главными качествами монумента должны стать точность, выразительность образа и высокопрофессиональное исполнение, – у народа должна появиться уверенность, что это его идеи воплощены в камне и металле.
Авторами монумента должны стать те, кто наилучшим образом сможет соответствовать этим критериям. И не так важно, будет ли это наш земляк, или кто-то со стороны, ведь смог же Сосланбек Тавасиев создать близкий всему населению Башкирии образ, стать народным художником Башкирской АССР.