[B]Любимым предметом Индианы ЦАГАРАЕВОЙ в школе был осетинский язык и литература. Учитель Раиса Владимировна Гаппоева сумела привить ей любовь к своему предмету не только на период школьного обучения, но, как оказалось, на всю жизнь. И в семье, и в Црауской школе, которую закончила Индиана, никто не удивился, когда она решила поступать во Владикавказский педагогический колледж на специальность "Учитель начальных классов и осетинского языка и литературы". [/B]
С той поры прошло много лет. В 1996 году Индиана начала работать в Алагирской СОШ № 5 учителем осетинского языка и литературы в начальных классах, заочно училась в СОГУ.
– Я старалась походить в методах преподавания на своего учителя, Раису Владимировну, которая открыла передо мной красоту и богатство родного языка и литературы, – вспоминает Индиана Казбековна годы работы в школе. – Мне всегда хотелось, чтобы урок не заканчивался. И когда я увидела, что и на моих уроках детям по-настоящему интересно, я поняла, что не ошиблась в выборе профессии.
Но оптимизация в образовании тех лет привела к сокращению штатов в школе, и Индиану Цагараеву направили в Алагирское ДОУ № 12, где в то время была и начальная школа, и детский сад. Она работала в школе до 2007 года, когда учебное заведение было расформировано. А потом произошел новый поворот в трудовой биографии Индианы Казбековны.
– Я никогда не думала, что буду работать с маленькими детьми, – с улыбкой рассказывает она о том периоде. – А оказалось, что это не менее интересно, тем более что приняли меня воспитателем подготовительной группы. Конечно, многое для меня оказалось в новинку, но рядом были заведующая детским садом Залина Алексеевна Гозюмова и методист Нина Вячеславовна Башарина. Все, что я знаю и умею сегодня в работе с дошколятами, – благодаря их помощи словом и делом.
Воспитатель подготовительной группы должен научить детей 6–7 лет активному общению со взрослыми и ровесниками, интеллектуальным и подвижным играм, познанию мира, конструированию и многим другим способам деятельности. Развить в них самостоятельность и инициативу, умение владеть устной речью и вести диалог, а также выработать мелкую и крупную моторику, дать базовые представления в области математики, истории, естествознания и других сферах знаний. На все это в детском дошкольном учреждении отводится год, поэтому нетрудно представить, в каком напряженном ритме работает воспитатель.
– Наверное, если бы я не любила детей, мне было бы намного труднее справиться со своими обязанностями, – говорит Индиана Казбековна. – Но я не представляю себя вне детского сада, без уже привычного шума, веселого смеха, озорства детей. Они очень любознательны, важно найти ключик к каждому и пробудить тягу к знаниям. А чувство радости и удовлетворения, которое я испытываю в день проводов детей в школу, трудно передать словами. Уходят одни дети, приходят другие из старшей группы, и я начинаю все сначала.
Индиана Цагараева не раз участвовала в профессиональных конкурсах, становилась победителем районного этапа республиканского конкурса "Лидер в дошкольном образовании" и призером заключительного этапа. Но главным для нее является любовь детей, которые проходят через ее руки и сердце.
– Мои воспитанники давно уже школьники, но при встрече всегда подходят поздороваться, просто поговорить, – говорит Индиана Казбековна. – Мне интересны их успехи, планы на будущее. Ведь бывших воспитателей не бывает! Каждый день я иду на работу, которую люблю, где меня ждет общение с детьми и коллегами, новые открытия. Значит, я счастливый человек!
Фото Артура ЗАНГИЕВА.